Понятие лидерства и его стили в организации, требования к руководителям-лидерам

liderstvo_v_organizaciyРуководитель организации любого уровня управления не просто «старший» – он наделяется управленческими функциями, предполагающими у него определенных административных полномочий. В идеале руководитель трудового коллектива помимо официального осуществления руководства трудовыми группами, то есть чисто административных функций, способен стать еще и его лидером. Так что такое лидерство и кто такой лидер, что необходимо, чтобы стать лидером в трудовом коллективе?

Понятие лидерства в трудовом коллективе

Руководитель организации любого уровня управления не просто «старший» – он наделяется управленческими функциями, предполагающими у него определенных административных полномочий. Право на руководство является основной особенностью профессиональной деятельности менеджера. Оно проявляется в его отношениях с людьми и не касается деятельности, связанной с управлением материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами организации. Объектом управляющего воздействия всегда является человек или группа людей. Этим самым руководство отличается от управления, объектами которого могут быть как люди, так и материальные или финансовые элементы производства.

liderstvo
Руководство — это право лица давать официальные поручения подчиненным и требовать их выполнения.

Руководящие функции предопределяются общими функциями менеджмента и реализуются в такой тесной взаимосвязи, что иногда невозможно даже проследить, когда одна переходит в другую. К общим функциям менеджмента относятся определение целей, планирование (задач, средств, действий, результатов), организация (процессов, структур, коллективов, мест работы, пение труда), разработки и принятия решений, оперативное регулирование (процессов, действий), мотивация, контроль (определение объемов и критериев контроля; определение стандартов; диагностика состояния дел; выводы и корректирующие действия).

В идеале руководитель трудового коллектива помимо официального осуществления руководства трудовыми группами, то есть чисто административных функций, способен стать еще и его лидером.

Определение понятия “лидер” еще в 1948 г. дал английский социолог Г. Стогдилл.

Лидер — это человек, который берется за дело сам или распределяет задания между членами группы так, чтобы каждый из них мог проявить инициативу. Это человек, который видит конкретную цель и пути ее достижения, а также имеет достаточно сил и возможностей это сделать.

Слово лидер означает “тот, кто ведет за собой, возглавляет”. Лидер (англ. Leader — руководитель, ведущий, руководитель, вождь, командир) — личность, которая пользуется безоговорочным авторитетом и уважением, учитывая свои выдающиеся индивидуальные человеческие, интеллектуальные или профессиональные качества.

Лидерство — это умение пробудить у людей мечту, к которой они будут приближаться, “вдохнуть” в них необходимую для движения энергию. Под лидерством понимается способность влиять на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их усилия на достижение целей организации, фирмы, предприятия

.

Учитывая все указанное можно дать следующее определение понятие лидерства: лидерство – это существенная составная часть деятельности менеджера, связанная с целенаправленным влиянием на поведение отдельных лиц или рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы.

Лидерство — это умение пробудить у людей мечту, к которой они стремятся, «вдохнуть» в них нужную для движения энергию. Под лидерством понимается способность влиять на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их усилия на достижение цели организации, фирмы, предприятия. Лидерские качества руководителя как воспитателя и организатора обучения определяют успех его трудового процесса.

В чем ценность и принцип лидерства?

Сегодня много говорят о том, что лидеры должны работать над своими сильными сторонами, быть настоящими, аутентичными, демонстрировать свой развитый эмоциональный интеллект и тому подобное. Действительно, все эти качества нужны руководителю организации, чтобы быть эффективным. Но не они определяют сущность лидерства, Развитие своих сильных сторон будет не полным, пока они не способствуют развитию сильных сторон других людей. Аутентичность без позитивного влияния на окружающих похожа скорее на нарциссизм, чем на настоящее лидерство. А лучше всего применение эмоционального интеллекта руководителя – это помощь другим найти свою цель и смысл. Центральным принципом эффективного лидерства является такой: ценность определяет тот, кто получает, а не тот, кто дает. Он работает почти во всех видах отношений. Скажем, если вы приносите кому-то подарок, то его ценность определяет получатель. То, что имеет большую ценность для вас, необязательно понравится другому человеку. Именно поэтому лучшие подарки – это те, что имеют смысл для того, кому дарят.

Центральный принцип эффективного лидерства: ценность определяет тот, кто получает, а не тот, кто дает То же самое актуально для лидерства. Эффективный руководитель развивает сотрудников в тот образ, что имеет для них смысл (конечно, это должно коррелировать с организационными целями). Когда лидер фокусируется на ценности, которую он создает для других, он меньше думает о самом себе, меньше размышляют о том, как ему сделать других лучшими. Он понимает, что его цель – в том, что работники с его помощью достигать целей, которые важны для них. В конце концов, ценность лидера определяется тем, как его сегодняшние действия влияют на завтрашние результаты.

Руководителям следует время от времени спрашивать себя: в развитии кого из моих работников я больше всего заинтересован? Кому я могу помочь стать лучше? Кто выиграет от моих сегодняшних действий, от моего выбора? Как мои действия повлияют на других?

Лидеры, которые создают ценность, гораздо больше думают о «мы», чем о «я». Они больше фокусируются на том, что правильно, и стараются это пресекать, вместо того, чтобы направлять максимум усилий на борьбу с тем, что плохо. Они помогают другим начать думать о себе лучше и разделяют со своими подопечными радость от их успехов. Настоящая ценность лидера – не в каких-то его личных сильных сторонах или развитом эмоциональном интеллекте, а в том, как он создает ценность для тех, кто его окружает.

Стили лидерства

Стили лидерства:

  1. авторитарный (синоним директивный, волевой) стиль базируется на жестком способе управления, недопущении инициативы.
  2. При автократическом стиле лидерства происходит отчетливое деление на руководителя и подчиненных, тех, которые командует, и тех, кто обязан выполнять приказы, распоряжения. Лидер-автократ сам определяет цель деятельности группы и способ ее достижения и лишь в незначительной степени позволяет членам группы приобщаться к принятию решений. Он монополизирует большинство получаемой информации и право на инициативу, воспринимается окружающими как диктатор или деспот, не проявляет гибкости в отношении к событиям в группе, а его восприятие мира в данном случае явно отрицательное. Следствием такого стиля лидерства становится уменьшение числа инициатив и ослабление межличностных контактов в рабочей группе. В коллективе назревают тенденции к бунту, а порой и реальная агрессия, хотя в целом коллектив как рабочий организм, сохраняя целостность, имеет в основном неплохие результаты.

    Положительные аспекты такого стиля лидерства – дисциплина, быстрое реагирование в экстремальных ситуациях; отрицательные – низкая инициатива, возможно ухудшение психологического климата в коллективе. Авторитарный стиль лидерства целесообразно использовать в ситуациях, где требуется жесткое подчинение определенным требованиям (военная служба), в случае, когда возникает необходимость быстро и единолично решить кризисную, конфликтную ситуацию;

  3. демократический – основанный на коллегиальности принятия решений, учете мнений и, по возможности, пожеланий подчиненных, передачи части полномочий подчиненным.
  4. Это стиль поощрения, инициативы. При демократическом стиле лидерства отсутствует радикальный деление на руководителя и управляемых, хотя фактически конкретные структуры управления в такой группе имеющиеся. Члены этого союза допущенные к участию в принятии решений и формировании целей и норм коллективного труда. Инициатива стимулируется благодаря применению обсуждений, дискуссий, самодеятельности и приверженности общественным интересам. В отличие от автократов для лидеров-демократов характерны:

      большая уверенность в себе (она питается пониманием интересов группы и ее поддержкой);
    • преимущественно екстравертная направленность;
    • оптимизм;
    • большая эмоциональная уравновешенность;
    • отчетливее склонность к беззаботной поведения;
    • акцентирование на общественных ценностях.

    Положительные аспекты такого стиля – хороший психологический климат, способность подчиненных к принятию самостоятельных решений, негативные – может привести к низкой дисциплине, невысокая мобильность в принятии решений в экстремальных условиях.

    Демократический стиль лидерства предполагает достаточно ощутимое влияние руководителя или лидера на группу, но он координирует свои действия с групповыми ожиданиями. Этот стиль преобладает в большинстве групп в обычных условиях существования;

    либеральный (номинальный) лидер — руководят подчиненные, “указания не даются”, “свой человек”.
  5. Для этого стиля характерно недостаточное вмешательство руководителя в дела, которые решаются в коллективе. Постоянно зарождаются разнообразные конфликты, апатия, недовольство по поводу отсутствия конкретного плана действий, а главное – низкая работоспособность группы. Либеральный руководитель фактически не влияет на жизни группы, что приводит к выделению из среды ее членов лица, которое берет на себя роль лидера. Очевидно, что он преимущественно выбирает автократический стиль лидерства.. На примере последствий либерального лидерства в группе можно убедиться в необходимости наличия целеноправленного руководства коллективом. Поэтому проблема заключается не в том, должен ли быть в группе лидер, а какой он должен быть.

    Либеральный стиль лидерства в рабочей группе, где руководитель не способен принимать решения, контролировать ситуацию, то есть не умеет или не хочет выполнять свои функции, приводит к неэффективной деятельности группы. Но в некоторых случаях, когда группа состоит из висококвалифицированных работников, способных к самоорганизации и самоконтролю, также в случаях ситуации неформальных отношений (корпоративная вечеринка, отдых группы “на природе”, неформальное общение) этот стиль может оказаться уместным и действенным;

  6. стиль лидерства, который сочетает качества различных типов лидеров-руководителей.

    Именно лидер руководитель, который имеет навыки применения каждого из трех стилей лидерства в конкретной ситуации в определенной группе может считаться самым профессиональным как руководитель или лидер. Дифференциация лидеров возможна и по другим признакам: лидер-эрудит, эмоциональный лидер, положительный и отрицательный лидеры.

Каким должен быть настоящий лидер?

В начале статьи мы указали на сходство руководства в организации и лидерства. Однако было бы ошибкой утверждать, что менеджмент и лидерство – это одно и то же. Менеджмент – это управление процессами, лидерство – это управление людьми. Исходя из этого убеждения можно сформулировать ряд требований к настоящему лидеру организации.

  • Лидерство – это умение давать конкретные ответы своим людям и слышать их, а не просто слушать. Если ты находишься среди людей, то будь с ними, и тогда твои работники посвятят все свое внимание вашей цели.
  • Людям нужно повторять определенные вещи (в том числе новую информацию) не менее шести раз, прежде чем они действительно поймут. Как лидеры, мы хорошо учим тому, что в совершенстве познаваємо самими.
  • Настоящие лидеры берут на себя 100% ответственности. Начните откровенно рассказывать своей команде, какие риски вы на себя берете, тогда они последуют вашему примеру.
  • Причина, почему люди ходят на работу, лежит исключительно в удовлетворении собственных потребностей. Поэтому первоклассный лидер управляет своей командой через их персональные потребности.
  • Стоит стремиться – в лидерстве и всем остальном — всегда быть номером 1.
  • Лидер ставит себе цели самостоятельно и не отчитывается никому. Но для достижения своей цели ему нужно поделиться ею с другими и заручиться их поддержкой.
  • Итак, качества, необходимые для идеального лидера:

    — позитивный настрой;

    — темперамент;

    — харизма.

  • Контролируй эмоции. Восприятие руководителя на подчиненных в значительной степени зависит от его умения контролировать эмоции. Даже один взрыв, неконтролируемое поведение может стать деструктивным.
  • Относитесь к своим подчиненным так, как хотели бы , чтобы относились к вам как к подчиненному. Не старайтесь подчеркивать своим поведением, что вы их руководитель. Гораздо больше получите в глазах своих сотрудников, если будете относиться к ним на равных, с уважением. Проявляя доверие и заботу о каждом из своих подчиненных получите и их уважение. Всегда и постоянно информируйте своих сотрудников о том, что происходит в компании. С этой целью следует регулярно организовывать брифинги. Давайтеj своим подчиненным задавать вопросы и будьте внимательны при ответе на вопросы, приносящее беспокойство и споры. Помните, что вы всегда должны быть на стороне своих сотрудников, а не против них.
  • Делегировать обязанности, как можно чаще со всей возможной эффективностью. Никогда не поручайте кому-то выполнить работу, которую сами не хотите делать. Интересуйтесь работой своих подчиненных, спрашивайте как у них дела, но никогда их не отслеживайте, не следите и не смотрите за каждым их шагом. Ведь ничего не может быть важнее в делегировании функций, как доверие к подчиненным. Вот если подчиненный не справится, только тогда вы можете применить соответствующие санкции. Показывайте свой энтузиазм. Позаботьтесь о том, чтобы каждый из вашей группы подчиненных, был в курсе приоритетов.
  • Относитесь ко всем одинаково.
liderstvo_v_kollektive

И в завершении сформулируем шесть шагов к эффективному лидерству, которые должен преодолеть каждый настоящий руководитель.

  1. Поверьте и спроектируйте.
  2. Лидеры имеют сформированное стойкое убеждение – четкое, лаконичное, мотивирующее, которое помогает очертить круг задач и спланировать действия.

  3. Начните с простого.
  4. Успешное лидерство начинается с быстрого, уверенного старта. Это особенно касается тех, кто берет на себя роль лидера впервые: лидеры должны вдохновлять и вселять уверенность. Лучше всего начинать с незначительных, потенциально устранимых вызовов, чем из сложных задач. Это даст Вам возможность продемонстрировать себя как лидера, а также испытать собственный стиль лидерства вместе с командой, научиться вместе преодолевать неудачи.

  5. Убеждайте и вдохновляйте.

    Эффективным лидерам присущи умение убеждать и вдохновлять. Лидеры умеют выразить четкое и реалистичное видение того, как организация будет выглядеть в будущем, а также дать другим осознать, что это видение учитывает их потребности, цели и убеждения. Лидер способен смоделировать и коммуницировать свои убеждения таким образом, чтобы вдохновить команду непрерывного действия, даже когда его нет рядом. Ваши партнеры, которые разделяют ваши лидерские роли или обязанности, должны также принять и выражать это видение

    .
  6. Ведите морально.
  7. Лидерам присущи устойчивые моральные принципы. Чтобы пойти за лидером, люди должны быть убеждены в его беспристрастности, справедливости, направленности на преодоление трудностей, способности ясно выражать свои взгляды. Конечно, не все смогут почувствовать на себе все эти черты лидера, только ближайшие партнеры по команде.

  8. Демонстрируйте отвагу и способность к компромиссу.
  9. Лидеры достаточно смелые, чтобы плыть против течения. Потому что лидерство, в конце концов, это моральный долг, лидеры всегда готовы рисковать, противостоять тенденциям, демонстрировать отвагу, проявлять настойчивость, вселять уверенность в других, быть гибким в ситуациях, требующих компромисса.

  10. Оптимизируйте каждую ситуацию .
  11. Лидеры отличаются своим мастерством понимать каждую ситуацию как отдельный вызов, и принимать решения, учитывая конкретные обстоятельства, а также имеют высокий уровень эмоционального интеллекта.

В конце концов, лидерам необходимо обладать эмоциональным интеллектом для того, чтобы оптимизировать ситуацию, быстро мобилизовав свои лидерские способности и необходимые ресурсы, чтобы вдохновлять других приложить максимальных усилий. Лидеры должны способствовать тому, чтобы партнеры и заинтересованные стороны поняли свою миссию, осознали перспективу развития и приняли свои обязанности, чтобы успешно сотрудничать, следуя за общей целью. Непосредственные действия лидера ограничены, особенно в больших и сложных образовательных структурах. Поэтому распределение лидерских обязанностей является чрезвычайно важным для поддержания стабильного развития организации. Не нужно быть директором или его замом или, чтобы стать лидером в коллективе. Лидеры – это люди, которые делают шаг вперед для того, чтобы организация достигла успеха. Они принимают на себя ответственность и пристально следят за всем, что происходит в большой системе. Подумайте о сферах деятельности своей организации, ваше участие в которых может помочь сделать ее лучше. Пусть этот год станет вашим личным годом лидерства.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *