Методы повышения уровня налоговой ответственности в обществе

Методы повышения уровня налоговой ответственности в обществеНа сегодняшний день уровень налоговой ответственности в обществе находится на низкой ступени, это во многом обусловлено неосведомленностью граждан о своих правах, к примеру, не все налогоплательщики знают, что имеют право на получение социальных и имущественных вычетов, или имеют право на льготы. Между тем, гармоничное сочетание государственных интересов и интересов налогоплательщиков, направленных на формирование партнерских отношений, составляют прочный фундамент налоговой ответственности.

Основные элементы налоговой ответственности

Налоговая ответственности общества, являясь неотъемлемой частью общенациональной налоговой культуры страны, имеет тесную взаимосвязь с взаимодействием между государством и гражданами в налоговой системе. Она складывается из:

  • степени знания и соблюдения участниками налоговых взаимодействий как законодательства о налогах и сборах, так и налоговой системы в целом;
  • полноты и своевременности выполнения обязательств перед бюджетом, а именно полного и своевременного исчисления, перечисления и уплаты налогов и сборов в бюджет страны;
  • применения законных способов исчисления налогов и сборов.

Основным элементом налоговой ответственности и грамотности населения и юридических лиц является налоговая дисциплина, состоящая из систематического обучения, развития и контроля моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщиков.

Говоря о причинах низкой налоговой ответственности в российском обществе, проявлениях девиантного поведения налогоплательщиков в условиях сложившейся налоговой системы в России, следует отметить, что поиском ответа на данный вопрос задаются все больше научных деятелей, которые в один голос заявляют, что таковыми причинами является низкий уровень налоговой культуры и грамотности налогоплательщиков. Данные выводы делаются как в результате статистического анализа роста правонарушений и преступлений, которые связаны с сокрытием доходов и несвоевременной уплатой налогов от них, так и многочисленными социологическими исследованиями.

Основные методы повышения налоговой ответственности в обществе

Анализируя методы повышения налоговой ответственности путем поднятия уровня грамотности и культуры участников налоговых правоотношений, отметим, что первым, но не самым сложным шагом является совершенствование законодательства в области налогов и сборов. Реализация данного направления доступна благодаря применению следующих мероприятий:

  1. Формированию позитивного имиджа государства. Основная идея данного шага заключается в том, что различные действия государства, такие как законы, указы и прочее, не должны формировать у населения ложные ожидания, то есть при подписании и вступлении в силу каких-либо нормативно-правовых актов должно быть подробное объяснение и толкование его.
  2. Создание на одном из главных телеканалов страны учебно-информационной программы по проблемам налогообложения. То есть средства массовой информации должны пропагандировать в обществе негативное отношение к недобросовестным налогоплательщикам.

Особенно важным представляется в этой связи создание и совершенствование системы информационно-разъяснительного обслуживания физических юридических лиц, являющихся налогоплательщиками. Реализация данного направления может быть организована посредством применения следующих мероприятий:

  • проведение семинаров и тренингов для налогоплательщиков. Также отметим, что проведение подобных мероприятий должно быть добровольным и бесплатным для населения. Безусловным плюсом данного мероприятия является закономерное повышение налоговой грамотности и культуры населения, но на реализацию необходимо дополнительное финансирование и время;
  • открытие специализированных залов для работы с плательщиками во всех регионах Российской Федерации, что обеспечит прозрачность, удобство и оперативность решения проблем в общении с налоговыми сотрудниками. Кроме того такой подход может искоренить проблемы доступности услуг ИФНС РФ, снизит нагрузку на налоговых инспекторов с одновременным ростом качества и культуры обслуживания налогоплательщиков. Открытие таких залов приводит к существенному сокращению очередей, оперативному информированию налогоплательщиков, облегчило работу сотрудников налоговых органов и, как следствие, привело к повышению качества и культуры обслуживания налогоплательщиков.
  • консультативные услуги налогоплательщиков в сельских местностях;
  • введение в школьную программу дополнительного курса, освещающего законодательно установленные правила уплаты налогов, преимущества и цели их уплаты и т.п.

Доступность актуальной информации способна существенно повысить доверие налогоплательщиков к налоговым органам, что также является неотъемлемой частью налоговой культуры.

Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений невозможно без осознания работниками налоговых органов того, что налогоплательщик – это партнер государства, таким образом, немаловажным фактором в формировании налоговой культуры является уважительное отношение к проблемам налогоплательщика.

Следовательно, целесообразно реализовать следующие направления:

  • Повысить доверие и экономическую значимость, среди широких слоев населения, к деятельности налоговых органов, как быстро развивающихся, перспективных и необходимых государственных структур.
  • Ввести в штат налоговых органов должность участковых инспекторов. Благодаря этому появится возможность получения информации по контролируемой территории. То есть деятельность участкового может заключаться в определении в контролируемом им районе точного местонахождения налогоплательщиков; уточнение наличия у плательщиков имущества, облагаемого налогами; выявление граждан, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью либо имеющих прочие доходы. Помимо этого, работа участкового инспектора может заключаться в проведении профилактической и агитационной работы, что снизило бы недоимки налоговых платежей в бюджет.

В целом, совершенствование способов обслуживания налогоплательщиков, оперативное и грамотное разъяснение письменных обращений граждан в налоговые органы, может способствовать формированию высокого уровня налоговой ответственности у налогоплательщиков, рассмотрении ими органов ФНС, как на государственного органа, действующий в интересах не только государства в целом, но и каждого взаимодействующего с ним гражданина. Только в этом случае возможно поднять уровень налоговой ответственности в обществе на базе развития отношений доверия между государством в лице ФНС РФ и от дельными налогоплательщиками и их группами.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *