Учись учиться или как учиться лучше

как учиться лучше

«Учись лучше, старайся» — говорят тебе родители в конце семестра. Старайся, чтобы с первого раза сдать сессию (или получить хорошие итоговые оценки). Но что это значит? Как учиться лучше? Что такое эффективное обучение? Сидеть над учебниками, пока голова не разболится?

Что же значит — стараться лучше учиться? За этой фразой вырисовывается мысль, что до сих пор ты учился недостаточно усердно, ленился, был рассеян (да-да, над воспитанием внимательности нужно отдельно поработать). Все это плохо и требует улучшения. На самом деле «стараться» не значит «больше учить». Скорее — делать это с умом, чтобы легче достигать нужного результата.

Методы эффективного обучения

Существует несколько «настроек», которые нужно откорректировать в своем учебном процессе, чтобы сделать его более эффективным. Все они основываются на результатах научных исследований. Мы научаемся:

  • при повторении;
  • через активную деятельность;
  • через сравнение;
  • через самоконтроль.

Время и повторение

Исследования мозговой деятельности говорят о том, что практика возвращения к одной и той же информации помогает усвоить ее прочнее. Другими словами, нужно повторять изученное несколько раз на протяжении нескольких дней. Если ты готовишься к контрольной работе или тесту, начни изучать нужный материал за несколько дней до намеченной даты. Тщательно проработай его, уделив этому два-три часа, а если нужно, то и больше. Потом сделай перерыв и вернись к материалу через несколько дней.

Учись в активной деятельности

Есть все основания считать, что при восприятии новой информации наш мозг любит устанавливать ассоциации и связи. Чем шире твой читательский опыт, тем больше ты узнаешь и сохраняешь в памяти.

Чтобы усвоить сложную информацию, используй активные стратегии ее переработки: делай чертежи, строй схемы и графики, рассказывай вслух то, что узнал (желательно перед зеркалом).

Вопреки распространенному мнению, подчеркивание и другие «выделения главного» в число активных стратегий не входят и не делают обучение эффективным.

Изучай в сравнении

Мы понимаем что-то новое, сравнивая его с тем, что знали раньше. Чтобы увидеть это, попробуй кому-нибудь, кто никогда не видел лайм, описать его. Ты скажешь: «Это похоже на лимон, но зеленое. По вкусу и запаху напоминает что-то среднее между лимоном и помидором.»

И тогда человек легко поймет, что такое лайм, и сможет узнать его, потому что опирается на признаки, с которыми отлично и давно знаком.

Всякий раз, когда ты изучаешь какую-то информацию, мозг перетряхивает запасы своих знаний, тем самым осмысляя новое. Например, если ты живешь в Северной Африке и никогда не видел снег, то для изучения этого явления попробуй сравнить его с теми осадками, которые наблюдал в своем климате — то есть с дождем.

В нужный момент память выдаст эту информацию, зацепившись за старую и хорошо известную.

Устраивай себе проверки

Знания усваиваются лучше, если подвергаются периодическим проверкам, и даже совершенные ошибки могут быть полезны. Лучший способ подготовиться к контрольной работе — контрольная работа. Когда ты неправильно отвечаешь на вопросы и пытаешься понять, в чем и почему заключается ошибка — это и есть самая эффективная стратегия обучения. Ее трудно осуществлять самостоятельно, нужен кто-то, кто подготовит для тесты. Зато в группе или хотя бы в паре с одним партнером она прекрасно работает.

Таким образом, чтобы обучение проходило эффективно, тебе нужно использовать всего четыре фишки — методы самообучения: начать заранее с последующим возвращением к материалу; найти партнера, действовать активно и проверять себя.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *