Стили обучения: развенчание теоретических мифов о том, как мы учимся

В начале 1990-х годов возникла теория о том, что разным людям присущи разные стили обучения. Одни из них лучше овладевают новой информацией, когда посещают аудиторные занятия, другие – визуалы – лучше учат, просматривая учебные фильмы. Кому-то нужно прочитать информацию, чтобы ее запомнить, а кто-то является кинестетиком, то есть не научится, пока сам не «пощупает». Однако современные исследования опровергают эту распространенную теорию. Есть ли на самом деле какая-то разница между типологией учеников и тем, как мы учимся? И на что она влияет, если существует?

стиль обучения

Стили обучения человека: происхождение и суть теории

Автором концепции о стиле обучения стал новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг. Он наблюдал за различными классами и заметил, что лишь немногие учителя могут донести информацию до всех учащихся. Он предположил, что люди по-разному воспринимают информацию. Например, когда вы спрашиваете — как пройти куда-то, то хотите услышать четкую инструкцию или увидеть карту. Вопросы определения типа стиля обучения, свойственного определенному человеку вошли вопросник VARK (Visual, Auditory, Reading, Kinesthetic), который разработал Флеминг для определения стиля обучения человека.

Эта модель стала очень популярной, хотя и не была первой. Возможно, причиной ее быстрого распространения был тренд конца 1980-х — начала1990-х, связанный с самооценкой. Все должны быть особыми, а значит, и иметь особый стиль обучения. А для учителей теория была удобной, потому как утверждала, что можно заинтересовать и обучить всех учащихся если подойти к ученикам с пониманием стиля их обучения. Во многих развитых странах о теории VARK начали рассказывать в школах, и когда студент поступал в университет, он уже знал, какой стиль обучения ему присущ.

Знание стиля обучения может помочь вам узнать себя, но не поможет учиться

Проблема состоит в том, что она никак не помогает лучше учиться. Начиная с 1990-х годов учеными психологами и педагогами было проведено немало исследований, которые опровергают идею о четырех стилях обучения, свойственных людям, по крайней мере в том виде, в котором она существует сейчас. Недавно в журнале Anatomical Sciences Education были опубликованы результаты одного из них. В этом исследовании сотни студентов прошли тест VARK, чтобы определить свой стиль обучения, а затем им были представлены стратегии обучения, соответствующие этому стилю. Но оказалось, что это совершенно неэффективно: студенты не учились так, как должны были бы, исходя из доминирующего в них стиля, а те, кто все же пытался, не получал лучших оценок. Ученые считают, что студенты в течение жизни так или иначе вырабатывали определенные учебные привычки, и информация о других стратегиях не могла их изменить.

В издании British Journal of Psychology были опубликованы результаты еще одного исследования. Они свидетельствуют о том, что студенты, которые предпочитали визуальное обучение, думали, что лучше запоминают образы, а «вербальникы» считали, что лучше запоминают слова. Но на самом деле не было обнаружено ни одной корреляции между «стилем обучения» и тем, что люди легче запоминали — слова или картинки. Таким образом, стиль обучения — это скорее некая информация о том, что учащимся нравится больше в обучении, а не о том, что на самом деле делает запоминание эффективнее.

Таким образом, если ознакомить учеников с теорией стилей обучения, определить присущий им стиль, то они станут пытаться подходить к выполнению учебных заданий в соответствии с тем, что будут считать своим стилем обучения. Однако это не поможет им в усвоении учебных материалов.

Еще в одном исследовании ученые педагоги обнаружили, что не существует связи между стилем обучения (визуальным или аудиальным) и результатами тестов. На самом деле, «визуалы» демонстрировали лучшие результаты в любых тестах. Ученые сделали вывод, что преподавателям не стоит подстраиваться под людей с аудиальным стилем обучения, вместо этого можно сфокусироваться на развитие их визуальных навыков.

Как полагают некоторые психологи, у людей есть не разные стили обучения, а разные способности. Некоторые читают лучше других, другие – слышат и запоминают услышанное. Психологи утверждают, что нам следует прекратить думать о себе как о «визуалах», «кинестетиках» и другие типах. Конечно, ничего страшного не произойдет, если вы будете верить в присущий вам стиль обучения. Однако и никакой пользы от этого не будет. Каждый способен мыслить словами, все способные мыслить ментальными образами. Гораздо лучше понимать, что каждый из нас наделен природой набором инструментов для мышления, и мы вольны выбирать те, которые будут эффективными именно для нас.

Таким образом, теория о стилях обучения может помочь вам узнать что-то о себе. Но она не поможет вам лучше учиться.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *