Стили обучения: развенчание теоретических мифов о том, как мы учимся

В начале 1990-х годов возникла теория о том, что разным людям присущи разные стили обучения. Одни из них лучше овладевают новой информацией, когда посещают аудиторные занятия, другие – визуалы – лучше учат, просматривая учебные фильмы. Кому-то нужно прочитать информацию, чтобы ее запомнить, а кто-то является кинестетиком, то есть не научится, пока сам не «пощупает». Однако современные исследования опровергают эту распространенную теорию. Есть ли на самом деле какая-то разница между типологией учеников и тем, как мы учимся? И на что она влияет, если существует?

стиль обучения

Стили обучения человека: происхождение и суть теории

Автором концепции о стиле обучения стал новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг. Он наблюдал за различными классами и заметил, что лишь немногие учителя могут донести информацию до всех учащихся. Он предположил, что люди по-разному воспринимают информацию. Например, когда вы спрашиваете — как пройти куда-то, то хотите услышать четкую инструкцию или увидеть карту. Вопросы определения типа стиля обучения, свойственного определенному человеку вошли в вопросник VARK (Visual, Auditory, Reading, Kinesthetic), который разработал Флеминг для определения стиля обучения человека.

Эта модель стала очень популярной, хотя и не была первой. Возможно, причиной ее быстрого распространения был тренд конца 1980-х — начала1990-х, связанный с самооценкой. Все должны быть особыми, а значит, и иметь особый стиль обучения. А для учителей теория была удобной, потому как утверждала, что можно заинтересовать и обучить всех учащихся если подойти к ученикам с пониманием стиля их обучения. Во многих развитых странах о теории VARK начали рассказывать в школах, и когда студент поступал в университет, он уже знал, какой стиль обучения ему присущ.

Знание стиля обучения может помочь вам узнать себя, но не поможет учиться

Проблема состоит в том, что теория о стилях обучения никак не помогает лучше учиться. Начиная с 1990-х годов учеными психологами и педагогами было проведено немало исследований, которые опровергают идею о четырех стилях обучения, свойственных людям, по крайней мере в том виде, в котором она существует сейчас. Недавно в журнале Anatomical Sciences Education были опубликованы результаты одного из них. В этом исследовании сотни студентов прошли тест VARK, чтобы определить свой стиль обучения, а затем им были представлены стратегии обучения, соответствующие этому стилю. Но оказалось, что это совершенно неэффективно: студенты не учились так, как должны были бы, исходя из доминирующего в них стиля, а те, кто все же пытался, не получал лучших оценок. Ученые считают, что студенты в течение жизни так или иначе вырабатывали определенные учебные привычки, и информация о других стратегиях не могла их изменить.

В издании British Journal of Psychology были опубликованы результаты еще одного исследования. Они свидетельствуют о том, что студенты, которые предпочитали визуальное обучение, думали, что лучше запоминают образы, а «вербальники» считали, что лучше запоминают слова. Но на самом деле не было обнаружено ни одной корреляции между «стилем обучения» и тем, что люди легче запоминали — слова или картинки. Таким образом, стиль обучения — это скорее некая информация о том, что учащимся нравится больше в обучении, а не о том, что на самом деле делает запоминание эффективнее.

Таким образом, если ознакомить учеников с теорией стилей обучения, определить присущий им стиль, то они станут пытаться подходить к выполнению учебных заданий в соответствии с тем, что будут считать своим стилем обучения. Однако это не поможет им в усвоении учебных материалов.

Еще в одном исследовании ученые педагоги обнаружили, что не существует связи между стилем обучения (визуальным или аудиальным) и результатами тестов. На самом деле, «визуалы» демонстрировали лучшие результаты в любых тестах. Ученые сделали вывод, что преподавателям не стоит подстраиваться под людей с аудиальным стилем обучения, вместо этого можно сфокусироваться на развитии их визуальных навыков.

Как полагают некоторые психологи, у людей есть не разные стили обучения, а разные способности. Некоторые читают лучше других, другие – слышат и запоминают услышанное. Психологи утверждают, что нам следует прекратить думать о себе как о «визуалах», «кинестетиках» и других типах. Конечно, ничего страшного не произойдет, если вы будете верить в присущий вам стиль обучения. Однако и никакой пользы от этого не будет. Каждый способен мыслить словами, все способны мыслить ментальными образами. Гораздо важнее понимать, что каждый из нас наделен природой набором инструментов для мышления, и мы вольны выбирать те, которые будут эффективными именно для нас.

Таким образом, теория о стилях обучения может помочь вам узнать что-то о себе. Но она не поможет вам лучше учиться.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *