Словарик первокурсника

раскрытый словарь

К

Кандидат наук — в России учёная степень первой, начальной ступени(перед доктором наук). Ученая степень увндидата наук присуждается соответствующим диссертационным советом после защиты соискателем кандидатской диссертации (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

Кафедра (от греческого kathedra, в буквальном переводе — сидение, стул) – 1) это административно-структурное подразделение вуза, которое осуществляет обучение студентов по одной или, что встречается чаще, по нескольким родственным учебным дисциплинам. Кроме того, обычно кафедра проводит воспитательную и научно-методическую, научно-исследовательскую работы по своему профилю, а также подготовку научно-педагогических кадров, повышение квалификации специалистов. Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, который является чаще всего профессором и доктором наук. Учебную и научную деятельность на кафедре осуществляют профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты и др. Они читают лекции, проводят лабораторные, практические, семинарские и другие виды учебных занятий, принимают экзамены и зачёты, руководят учебной и производственной практикой студентов, из их числа назначают научных руководителей курсовых и дипломных проектов (работ). Различают общенаучные кафедры – обучают дисциплинам, изучаемым на большинстве факультетов вуза, и ведущие (профильные, выпускающие) кафедры – обучают специальным дисциплинам по профилю данного факультета или вуза в целом. 2) – в лекционных, актовых залах, больших учебных аудиториях кафедрой называют возвышение с трибуной, местом для преподавателя, докладчика или другого оратора.

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность выпускника учебного заведения к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Коллоквиум (от латинского colloquium – собеседование) – вид учебного теоретического занятия в форме группового обсуждения под руководством преподавателя заранее объявленной темы, спорной научной проблемы, например, какого-либо раздела лекционного курса. Кроме того это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю выяснить уровень знаний студентов учебной группы по данному теретическому разделу учебной дисциплины. Предполагает обязательное активное участие всех присутствующих и проводится обычно в форме дискуссии, в ходе которой студенты высказывают свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учатся аргументировано ее обосновывать и защищать.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — краткое, сжатое изложение содержания материала из какого-либо источника: учебника, статьи, лекции и т. п.

Контрольная работа – это форма промежуточного контроля изучения студентами определенной учебной дисциплины. Выполняется в письменной форме по индивидуальным заданиям , включающим теоретические вопросы, практические задания, задачи и упражнения. Контрольная работа – это основной способ поверки знаний студентов-заочников, поэтому они наиболее распространены на факультетах с заочной и очно-заочной формах обучения.

Курсовая работа (слен. курсовик, курсач и т. п.) — это форма самостоятельной письменной учебной научно-исследовательской работы студента, которая выполняется им по итогам изучения той или иной учебной дисциплины. Курсовая работа пишется по заданной теме под руководством преподавателя — научного руководителя, оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа. Как правило, студентам предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя.

Л

Лекция (от латинского lectio – чтение) – одна из самых распространенных форм учебных занятий в вузе. Лекция представляет собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем положений определенной учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего учебного курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков. Как правило посещение лекций для студентов строго обязательно. Пропуски лекционных занятий приводят к не допуску к зачетам и экзаменам.

М

Магистратура — один из трех уровней профессионального высшего образования в России. По итогам обучения в магистратуре выпускник вуза получает квалификацию (степень) «Магистр».

Магистерская диссертация — форма государственной аттестации (аттестационного испытания) выпускников вуза, обучавшихся по программе магистратуры. По сути это то же, что и дипломная работа, однако к ней предъявляются особые требования в отношении содержания. Так, магистерская диссертация должна быть посвящена проблеме, имеющей научную ценность, обладать научной новизной и оригинальностью, т. е. основу ее содержания должен составлять материал, ранее в науке не известный, причем это могут быть не только какие-то новые факты, явления или закономерности, но и рассмотрение уже известных научных положений с новых позиций или в совершенно ином аспекте. Кроме того, магистерская диссертации присуща особая структура работы, которая должна полно и точно отражать представленное в ней исследование, т. е. его исходные предпосылки, весь ход исследования и полученные результаты. В отличие от диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же остается учебной научно-исследовательской работой, а поэтому и требования к ней носят более упрощенный характер. Так, результаты кандидатской или докторской диссертаций должны быть опубликованы, по отношению же к магистерской диссертации это требование не является обя¬зательным. Значительно проще и процедура защиты магистерской диссертации, которая ближе к процедуре защиты дипломной работы. По итогам успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается квалификация (степень) магистр.

Магистр – квалификация (степень), присваиваемая лицу успешно прошедшему итоговую аттестацию по итогам обучения по образовательной программе профессионального высшего образования уровня «Магистратура».

Н

Научный руководитель — преподаватель, назначаемый кафедрой (иногда выбираемый студентом самостоятельно) для осуществления индивидуального научно-методического руководства процессом написания студентом курсовой или выпускной квалификационной работы. Добросовестно осуществляющий свои обязанности научный руководитель поможет составить план работы, порекомендует научную и учебную литературу, укажет на допущенные в работе ошибки. Поэтому к выбору научного руководителя следует подойти со всей тщательностью, не лишним будет навести справки у студентов уже защищавшихся под руководством того или иного преподавателя.

О

Образовательная программа (в вузе) — комплекс основных характеристик образования в высшем учебном заведении(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), форм аттестации, который представляется в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Отзыв научного руководителя (на курсовую, выпускную работы) — фактически то же, что и рецензия, только пишется непосредственно научным руководителем и содержит его оценку научной работы студента.

Ознакомительная практика — смотри «Практика»

П

Пара – два занятия (лекция, семинар и т. п.) проходящих подряд, каждое продолжительностью по 40-45 минут (академический час) с перерывом на 5-10 минут. Итого продолжительность пары 1 час 30 минут не считая времени перерыва. Например: в учебный день в расписании запланированы 3 пары – две пары лекций по экономической теории и одна пара – семинар по философии. В итоге вы проведете в аудиториях три часа на лекции по экономической теории и полтора часа на семинаре по философии.

Практическое занятие – форма учебного занятия, целью которой является формирование у студентов учебных или профессиональных навыков. Практические занятия направлены на закрепление изученного теоретического материала, в том числе лекционного, его более глубокое усвоение и выработку умений применять полученные знания на практике. С этой целью на практических занятиях студенты под руководством преподавателя выполняют различные конкретные практические задания – упражнения, задачи и т. п.

Практика – важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно на предприятии участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики – помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности. Практика делится на виды: 1) учебно-ознакомительная – начальный этап подготовки специалистов высшей квалификации, ее цель ознакомление студентов с различными аспектами организационно-правовой, управленческой, финансово-экономической и иной деятельности действующих организаций и предприятий. Главная задача учебно-ознакомительной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний студентов с позиций их практического применения по изученным профильным дисциплинам. 2) Производственная (профессиональная) практика – в отличие от учебно-ознакомительной, данный вид практики направлен на выработку практических умений и навыков применения полученных в процессе обучения теоретических знаний, их расширение, углубление и систематизацию путем выполнения работы по той или иной специальности в условиях реального предприятия, учреждения или организации. 3) Преддипломная (квалификационная) практика – направлена на обобщение и совершенствование знаний и практического профессионального опыта, полученных в процессе всего периода обучения в вузе, а также проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. Также в процессе преддипломной практики будущий специалист собирает практический материал для написания дипломной работы (проекта). Указанные виды практики помимо целей отличаются и длительностью сроков их проведения; самая длительная – преддипломная практика – до нескольких месяцев. По итогам практики студент готовит соответствующий отчет о практике в соответствии с программой и требованиями кафедры.

Проректор – заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза, например по учебной, воспитательной, научной, кадровой, административно-хозяйственной работе, по вечернему и заочному образованию и др.

Профессор — ученое звание в высшем учебном заведении. Так, например, ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессиональном уровне. Таким образом, профессор – это преподаватель высокого уровня компетентности, который является экспертом в определённой области науки. Помимо ученого звания «профессор» это еще и должность в вузе. В Российской Федерации должность «профессор» и учёное звание «профессор» не идентичны и порядок их получения (присвоения) существенно отличается.

Р

Ректор (от латинского rector – управитель) – руководитель высшего учебного заведения. Высшее должностное лицо в вузе, непосредственно управляющее высшим учебным заведением. Чаще всего является не только административным работником, в обязанности которого входит решение всех вопросов, связанных с организацией работы вуза в целом, но и преподавателем и ученым, имеющим такие ученые звания как профессор, доктор наук, академик. Ректор государственного высшего учебного заведения избирается тайным голосованием на общем собрании на срок до пяти лет и утверждается в должности соответствующим органом управления.

Реферат (от латинского refetre — сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов применяется при изучении как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин. Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – документ, содержащий критический анализ научного произведения (курсовой, дипломной работы, диссертации и т. п.). В рецензии рецензент дает объективный анализ и оценку содержания работы, ее актуальности, практической и научной ценности, новизны, оформления. Также рецензент указывает на недостатки и достоинства научного произведения. В конце делается общий вывод о оценке работы, о рекомендации ее к защите и возможности присуждения автору квалификации. В отличие от отзыва на научную работу рецензию пишет человек, непосредственно не связанный с автором рецензируемой работы, например руководитель предприятия — базы преддипломной практики или один из преподавателей кафедры, но не научный руководитель.

С

Семестр – период учебного времени между двумя сессиями. Учебный год в вузе делится на два семестра. По окончании каждого семестра наступает время зачетной недели (название условное — может быть и две недели), и экзаменационной сессии, когда студенты сдают зачеты и экзамены по учебным дисциплинам (предметам), изучение которых закончено в прошедшем семестре.

Семинар (от латинского seminarium – рассадник, школа) – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. В учебных планах той или иной дисциплины заранее объявляется тема предстоящего семинара, литература для подготовки и формулируются вопросы, которые студенты обязаны изучить к семинару. В ходе семинара студенты участвуют в объяснении вынесенных на рассмотрение научных тем и вопросов. Преподаватель либо опрашивает студентов по этим вопросам, либо дает студентам возможность свободно высказываться по обсуждаемому вопросу, при этом помогая им правильно построить обсуждение. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов учащихся. В этом случае в начале студент озвучивает доклад, а затем начинается дискуссия.

Специалист (дипломированный) – квалификация (степень), присваиваемая лицу успешно прошедшему итоговую аттестацию по итогам обучения по образовательной программе профессионального высшего образования уровня «Специалитет».

Староста группы (курса) – студент учебной группы, выполняющий по сути функции посредника между деканатом и студентами учебной группы. В обязанности старосты как правило входит решение различных организационных вопросов, связанных с учебной деятельностью студентов группы (например, контроль и отчет посещаемости занятий, сбор денежных средств на различные цели, сбор документов на переоформление в деканате, получение стипендии на всю группу и последующая ее выдача и т. п.). Обычно в вузах старост либо назначает деканат, либо их избирают сами студенты учебной группы, либо этот пост достается студентам-победителям специальных конкурсов. Среди старост одного учебного курса (потока) назначается староста курса (потока). Староста выполняет свои обязанности на общественных началах, но в некоторых вузах он может получать повышенную стипендию. Привелегии старосты не материальные, а скорее репутационные — к старостам положительно относятся преподаватели и должностные лица вуза. Однако и риски у старост также репутационные — далеко не все студенты относятся к ним хорошо, зачастую считая их выскочками и т. п. Так что быть или не быть — решать вам.

Студенческий билет – документ, который подтверждает, что человек является студентом данного высшего учебного заведения. Студенческий билет выдается сразу после зачисления или в начале первого семестра и является действительным в течении года. После окончания первого курса действие студенческого билета продлевается о чем в нем делается соответствующая запись, заверяемая печатью. Помимо факта удостоверения статуса студента студенческий билет часто является пропуском в помещения вуза (учебные корпуса, общежития), а также дает право пользоваться услугами различных служб вуза, например библиотекой. Наличие этого документа может также давать право на различные скидки — в том числе на оплату проезда в городском и пригородном транспорте, на билеты в некоторые кинотеатры и т. д. Поэтому студенческий билет лучше постоянно носить с собой.

У

Ученая степень и звание — определенный ранг в квалификационной системе в науке и высших учебных заведениях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях их академической карьеры. В России научным и научно-педагогическим работникам присуждают учёные степени кандидата и доктора наук, а присваивают учёные звания доцента и профессора (по кафедре, по специальности).

Ф

Факультет (от латинского facultas – возможность, способность) – учебное, научное и административное подразделение высшего учебного заведения, объединяющее кафедры какой-либо одной отрасли знания и осуществляющее подготовку студентов в рамках одной или нескольких смежных специальностей и специализаций. Административное и научное руководство работой факультета осуществляет декан, избираемый на должность в соответствии с порядком, утвержденным уставом вуза.

Форма обучения — в РФ обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.


Закажите дипломную, курсовую работу в Ростове-на-Дону

по тел. (863) 241-04-76, 8-950-842-330-3,

по E-mail: masterrabot@yandex.ru

или через представленную в разделе «Контакты» форму.


Следующая статья →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *