Что такое коллоквиум, как подготовиться и сдать

Одна из форм занятий, с которой рано или поздно сталкивается большинство студентов, является коллоквиум. При этом на практике не сложилось однозначного представления о том, как он должен проводиться. В одних вузах это аналог экзамена, в других – особая форма учебного занятия с выставлением по его итогам оценок. Формы его проведения также могут отличаться в зависимости и от факультетов и от будущих специальностей студентов. Философы под коллоквиумом могут понимать одно, а студенты физики и химики – совершенно другое. Так что такое коллоквиум в вузе, как он проводится и как к нему подготовиться?

Что значит термин «коллоквиум»?

Термин коллоквиум (с лат. беседа) – это один из видов оценки знаний учащихся в образовательной системе, чаще всего в высших учебных заведениях. Он проводится для того, чтобы выяснить и оценить уровень знаний студентов.

Стоит отметить, что термин коллоквиум многозначен. Он может быть своего рода экзаменом, когда оцениваются знания учащихся; может быть и собранием, на котором слушаются и обсуждаются научные доклады. Привычный распространенный вид этого контроля знаний – дискуссия, в которой принимают активное участие все присутствующие. Также его проводят после изучения определенной темы в виде опроса. Коллоквиумы часто проводятся вне установленного расписания по согласованию между преподавателем и студентами.

коллоквиумПри аудиторном занятии в форме коллоквиума на рассмотрение и обсуждение выносится уже пройденный на лекциях и семинарах материал. Иногда контроль знаний при этом может проходить не только устно, но и письменно. В последнем случае проверяются работы студентов в виде проектов, рефератов и других письменных работ. Встречаются случаи проведения комплексных коллоквиумов, охватывающих темы из разных направлений и учебных дисциплин по данной специальности. Раскрывая во время коллоквиума заданную тему, студенты проявляют собственные мысли, показывая, как они освоили материал. Это дает возможность преподавателю выяснить уровень знаний студентов и дифференцированной их оценить, выставив тот или иной балл.

Для проведения этой формы контроля используют определенную методику, предполагающую несколько этапов или стадий коллоквиума.

Как проходит коллоквиум: этапы и стадии

Выделяют пять стадий коллоквиума:

  1. Первая стадия (подготовительная), на которой формируются темы. Руководитель продумывает проблематику и составляет список вопросов. Разрабатывается система проведения занятия, ставится его цель.
  2. На второй стадии преподаватель выносит на совместное обсуждение проблематику коллоквиума.
  3. Время на подготовку характеризует третий этап. Перед непосредственным обсуждением вопросов коллоквиума студентам может быть выделено время на их осмысление и подготовку аргументированных, развернутых ответов.
  4. Четвертая стадия (основная) – студенты отвечают на заданные вопросы. Преподаватель контролирует ответы присутствующих. Если вопрос аудитория уже обсудила, можно переходить к другому.
  5. На пятом этапе (заключительном) обращается внимание на итоговые результаты, соотносятся результаты проведенной практической дискуссии с целями коллоквиума, выделяются правильные и уместные ответы, а также характеризуется работа студентов. Эта стадия определяет достигнутый студентами уровень понимания темы, выносившейся на обсуждение во время коллоквиума, а также стимулирует студентов и в дальнейшем изучать, находить решения и обсуждать заявленные проблемы.

Как подготовиться к коллоквиуму

Для успешной сдачи коллоквиума, получения по его итогам высокой оценки к нему необходимо правильно подготовиться. Прежде всего, необходимо заранее ознакомиться с темами коллоквиума, вопросами, которые будут обсуждаться на нем. Затем подбирается литература по этой тематике, ищутся ответы на вопросы.

подготовка к коллоквиумуКогда студент ищет ответ на заданный вопрос, он может пользоваться такими основными источниками информации как: библиотечный материал и Интернет. Можно обращаться к научным работам и трудам известных ученых. При наличии, стоит посмотреть и труды преподавателя, который проводит коллоквиум. Каждый университет имеет свою собственную, наполненную научной информацией, библиотеку, в которой могут представляться работы его преподавателей. Студент также может обращаться и к данному материалу при подготовке к коллоквиуму.

Каждый студент, работая с литературой по определенной теме, независимо от того, какая тема задана, должен уметь выделять главные моменты в материале. Также при поиске информации студент может использовать один или сразу несколько источников, ссылаясь на них при своем ответе. При подготовке студента гуманитария важно научится работать с литературой, чтобы в дальнейшей работе было легче ориентироваться в информационном потоке.

Стоит отметить, что студент, регулярно освежающий в памяти пройденный материал, обычно не испытывает проблем при подготовке и сдаче коллоквиума. Поэтому можно посоветовать всем учащимся возвратившись с лекций, перечитывать свои записи. Так знания постепенно, а главное – надежно, откладываются и накапливаются в голове. А при приближении даты коллоквиума будет достаточно лишь бегло просмотреть ответы на вопросы, чтобы уверенно дать ответ на занятии.

Как успешно сдать коллоквиум

Получить на коллоквиуме хорошую оценку не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Успешно пройти через испытание коллоквиумом можно даже при минимуме знаний. Дело в том, что данная форма контроля знаний в отличие от зачета и экзамена чаще всего представляет собой коллективную беседу с преподавателем. И это дает свои преимущества.

Слушая ответы своих коллег, обязательно надо добавлять их, восполнять пробелы в их ответах, высказывать свою точку зрения на проблему, можно даже аргументированно оспорить мнение своего сокурсника. Каждая из реплик в дополнение к чужому ответу добавляет студенту веса в глазах преподавателя, дает плюс к «карме». Поэтому даже если студенту не удается хорошо ответить на адресованные именно ему вопросы, он может получить хорошую оценку за дополнения ответов своих одногруппников.

Итак, поскольку коллоквиум – это коллективная беседа с преподавателем, то для его успешной сдачи необходимы две вещи: некоторый багаж знаний, а главное – активность в обсуждении вопросов темы коллоквиума.

В целом, главным преимуществом коллоквиума как формы контроля знаний студентов является тот факт, что оценивание студентов осуществляется в более раскрепощенной атмосфере в процессе непосредственного коллективного общения между преподавателем и студентами группы, что способствует развитию памяти, мышления и устной речи последних. Поэтому на сегодняшний день из всех средств контроля знаний коллоквиум является наиболее эффективным и предпочтительным как для студентов, так и преподавателей.


Советую прочитать: Как выбрать тему дипломной работы >>>

Как готовиться к экзаменам под музыку >>>

Как не волноваться перед экзаменами >>>



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *