Доклад по педагогике на тему: «Подготовка учащихся к эффективному использованию научной литературы»

Учебная и научная книга – важный источник знаний. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка учащихся к использованию научной литературы: не только учебников, но и научных изданий. Ученики школы должны хорошо освоить методы работы с книгой, с различными видами печатного материала – учебниками, сборниками упражнений, хрестоматиями, справочными словарями, газетами и журналами, научно-популярной и научной литературой, произведениями художественной литературы.

подготовка учащихся к использованию научной литературы

Учебник и научные издания как источник знаний

Ученики старших классов в процессе изучения основ наук должны много читать как основной, так и дополнительной литературы.

На разных ступенях обучения работа с книгой имеет свою специфику, что обусловлено возрастными особенностями и уровнем умственного развития учащихся. В начальных классах учащиеся осваивают технику чтения. Работа с книгой способствует выработке у них умений осознанно читать, правильно понимать прочитанное, самостоятельно извлекать из книги знания.

В наше время книга эволюционировала, и сегодня может находиться и в электронной форме. Очень часто электронные версии являются самыми свежими и самыми современными. На специализированных сайтах можно найти разнообразные современные разработки – хрестоматии для литературы, головоломки с ответами на математику, а видео презентации по физике и химии.

Роль книги на этом этапе обучения весьма возрастает. В старших классах разворачивается работа над учебниками, хрестоматиями и другой литературой. На уроках литературы учащиеся знакомятся с художественными произведениями, подробно анализируют тексты, раскрывая идейное содержание того или иного произведения, изучают художественный стиль, работают над словарным составом.

Цель и методы работы с учебной литературой в старших классах

Работа с учебником на уроках в старших классах имеет своей задачей развить у учащихся технику и культуру чтения, привить умение сочетать самостоятельную работу над учебником с изложением учителя и на этой основе точнее, глубже усвоить учебный материал, выработать умение и навыки самостоятельно работать с книгой, уметь анализировать текст, составлять план или конспект прочитанного, пользоваться справочным материалом, различными словарями, воспитать потребность в систематическом чтении.

Обучая детей работать с книгой, надо обращать внимание на умение анализировать прочитанное. Ученики должны ставить перед собой определенную цель, представлять, что именно нужно взять из книги. Чтобы научить детей анализировать прочитанное, учитель ставит перед ними определенные задачи, в частности требует ответов на вопросы, которые требуют анализа содержания данного текста.

Вопрос вначале формулируются так, чтобы они требовали коротких, несложных ответов. Далее они усложняются и требуют развернутого ответа.

Для более глубокого усвоения текста применяют следующие приемы: выборочное чтение, подбор фактического материала по данному вопросу, осознание последовательности прочитанного, формулирование понятий, связанных с прочитанным, усвоение логики в доказательствах сложных умозаключений, законов, письменное или графическое отображение прочитанного подобное.

Работа с книгой в старших классах средней школы требует анализа прочитанного, умения делать обобщения, раскрывать научные закономерности.

Учащиеся должны научиться в процессе работы над книгой вести записи, которые помогают глубже понять материал, прочнее закрепить его в памяти, развивают логическое мышление, культуру письменной речи.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *