Карта саморазвития личности и профессионала: структура, составление и применение

Управлять саморазвитием — значит взять на себя ответственность за свое будущее. Это, очевидно, является чрезвычайно актуальным для любого специалиста, в первую очередь для будущих и действующих руководителей. В данной статье предлагается модель карты саморазвития, которая включает в себя системную работу над несколькими приоритетными факторами. Вы узнаете, как составить карту профессионального саморазвития и как ее применять в целях эффективного развития, как личности, так и профессионала в любой отрасли.

карта саморазвития

Структура карты саморазвития

Предлагаемую карту саморазвития можно разделить на две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Первая – это план работы над собой, над всем, что касается проявления себя как личности в окружающем мире. Вторая – информация о глубокой проработке всех тех качеств и сторон, которые, собственно, и представляют собой вашу личность.

Внешняя составляющая карты саморазвития предполагает проработку двух групп факторов.

1. Внешние контакты, способствующие саморазвитию

Среда, в которой мы живем, учимся или работаем, является ключом к успеху всего процесса — ведь именно она побуждает нас двигаться и развиваться. К проявлениям внешней среды можно отнести семью, организацию, коллектив и наш круг общения, общество (страну), цивилизацию (культуру, технологии).

Чтобы спланировать свое развитие, необходимо проанализировать свою «надсистему». Например, исследуя свою организацию, вы получаете четкое представление о ее стратегию и цели. Эта информация даст вам почву для размышлений над вашими карьерными ориентирами и поможет правильно определить цель своего обучения. Она должна быть направлена на развитие навыков, которые в будущем понадобятся вам лично и компании в целом.

2. Отношения, которые способствуют саморазвитию

Для персонального роста необходимо общение с людьми, которые способствуют вашему самообразованию и развитию в выбранной области. Эти люди должны быть, во-первых, компетентными и опытными в интересующей вас сфере деятельности. А во-вторых, они должны захотеть тратить на вас свое время и энергию.

Такие люди могут дать неоценимую информацию, которую не найти ни в одном учебнике, помочь избежать огромного количества ошибок и потери времени. Общение с ними позволит увидеть более широкую (и гораздо более адекватную!) картину мира. Поэтому составляя карту саморазвития нужно найти четкие ответы на вопросы: где можно найти таких людей? Как на них выйти? Как их заинтересовать?

Среда является ключом к успешному саморазвитию — ведь именно она побуждает нас двигаться.

Вспомните людей, которые могут стать «проводниками» в интересной для вас области. Они составят вашу «учебную сеть». Возможно, в нее войдут коллеги из вашего или других отделов; работники компаний, где вы работали ранее; люди, с которыми познакомились на конференциях, выставках, тренингах и т.п. Информацию об участниках своей «учебной сети» стоит зафиксировать в специальной форме (таблица 1).

Таблица 1. Планирование саморазвития с помощью «учебной сети»

Таблица 1. Планирование саморазвития

3. Внутренние приоритеты саморазвития

Чтобы ваше развитие как личности и профессионала продвигалось в нужном направлении, необходимо понимать иерархию своих приоритетов. Они могут касаться различных сфер жизни (таблица 2).

Таблица 2. Пример расстановки приоритетов развития личности и профессионала

Таблица 2. Пример расстановки приоритетов развития личности

Выбранные направления и сферы развития со временем могут измениться. Однако наличие даже приблизительного карьерного плана поможет сосредоточить усилия на наиболее важных сферах своего развития как личности и профессионала.

4. Деятельность, которая способствует саморазвитию

Она может включать в себя курсы, тренинги, коучинг, беседы с наставником, получение практического опыта в новом для себя направлении, чтение книг, профессиональных журналов и сайтов, анализ фильмов (синемалогия), получение нового опыта благодаря контактам с внешним миром (поездки за границу, посещения других компаний), общение с коллегами и партнерами на конференциях, встречах, форумах, в сети. Проанализируйте различные виды саморазвития и выберите из них те, которые наиболее важны для вас.

Планирование внутреннего саморазвития

планирование внутреннего саморазвития

Кроме совершенствования своих внешних проявлений в мире, любому человеку, в частности лидеру, важно расти внутренне. Этот процесс может включать в себя следующие этапы:

1. Самопознание

На этой стадии нужно как следует разобраться в себе, увидеть себя объективно и понять, какие сильные и слабые стороны вам присущи (знания, навыки, компетенции, способности, таланты). Каковы ваши цели (кратко и долгосрочные). Стоит также спросить себя, что составляет основу вашего мировоззрения, каковы ваши стереотипы о себе и окружающих (правила, по которым живете: «обязан», «нужно», «должен».). Какие импульсы влияют на поведение? Каков ваш темперамент и способ восприятия мира? И, наконец, в чем ваше призвание и насколько велики ваши амбиции?

2. Осмысление

Этот этап включает анализ (проведенный самостоятельно или вместе с другим человеком, например наставником, коучем) того, каково ваше положение сегодня и чего хотите достичь в будущем. Цель процесса осмысления — проверить наше восприятие: способны ли мы вовремя понять, что перед нами появились новые возможности, и использовать их. Многие люди начинают осмысливать свою жизнь, только когда в ней наступает кризисная пора. Однако если заниматься осмыслением своих действий постоянно, то вы начинаете влиять на свою жизнь более продуктивно.

Осмысление может происходить по следующему алгоритму:

  • Проанализировать результаты оценки своих способностей, навыков, опыта. Ответить на такие вопросы: чем вызван диссонанс между желаемым и реальным? На чем нужно сконцентрироваться в будущем? Какими должны быть ваши приоритеты? Какие цели стоит перед собой поставить?
  • Поделиться мыслями с кем-нибудь из вашей «учебной сети». Это поможет проверить правильность восприятия себя и сконцентрироваться на самом важном. Интересоваться мнением других людей о себе стоит лишь после того, как самостоятельно обдумали свое положение. Если действовать наоборот, есть риск навредить своей самооценке и потерять энергию, необходимую для преодоления трудностей на пути саморазвития.
  • Структурировать полученную обратную связь. Чтобы упростить этот процесс, следует попросить каждого человека, с которым обсуждаете свою личность, указать одну-две вещи, которые вы, по его мнению, должны: а) делать меньше (реже); б) делать больше (чаще); в) делать по-другому. При необходимости – попросите уточнить какие-то детали, убедитесь, что правильно поняли, что собеседник имел в виду.

После этого по каждому пункту нужно принять решение: согласиться с ним и начать действовать — или проигнорировать. Руководствоваться при этом нужно своими ценностями и целями. Интересоваться мнением других людей о себе стоит лишь после того, как обдумали свое положение сами.

3. Планирование действий и их реализация

К этому этапу вы уже провели глубокий самоанализ и переходите к практическим действиям. Но в первую очередь нужно определить — что именно собираетесь сделать, в какие сроки, и какие ресурсы необходимы.

Цели, которые поставите перед собой, должны помочь привести в соответствие ваше внешнее позиционирование с вашим уровнем компетенций, знаний, навыков; вашим мировоззрением, ценностями, убеждениями; мотивами, комплексами, страхами; вашим призванием, предназначением. Такие цели имеют «учебный» характер, они направлены на изменения внутри вас (а они уже, впоследствии, приведут к внешним результатам).

При постановке внутренних целей стоит спрашивать себя:

  • Какую черту я хочу изменить (приобрести)?
  • С учетом моих внешних целей, что мне нужно знать и понимать, чтобы достичь желаемых внутренних результатов?
  • Какие навыки мне нужно получить (улучшить), чтобы достичь внешних целей? Какие из этих навыков я получу на работе?
  • Как эта внутренняя цель соответствует моим долгосрочным целям? Как она связана с моим призванием? Как она связана с целями моей компании?
  • Понимаю ли я, сколько времени займет достижение этой учебной цели?

Саморазвитие по выше приведенной карте должно в итоге обеспечить важнейший результат: достижение гармонии между внутренним состоянием личности и вашим положением во внешнем мире. А чтобы не сбиться с правильного пути следует время от времени проверять себя с помощью небольшого опроса:

  1. Моя работа помогает мне заниматься самореализацией и творчеством;
  2. Я осознанно ставлю цели и понимаю, что мне даст их достижение;
  3. Я планирую свое развитие;
  4. Я использую разные методы для своего личностного роста;
  5. У меня есть наставник;
  6. У меня разработан план по изучению полезной литературы;
  7. У меня есть план по анализу фильмов, способствующих развитию;
  8. На работе я регулярно беру на себя новые обязанности;
  9. Я постоянно делаю что-то новое для себя;
  10. Я регулярно обнаруживаю у себя дисфункциональные мысли и работаю над ними;
  11. Я ежедневно анализирую результаты реализации своих планов, сверяясь, насколько я приблизился к моим целям;
  12. Я медитирую ежедневно не меньше 10 минут;
  13. Я ежедневно гуляю не менее 30 минут.

В итоге, чем больше положительных ответов вы дадите, тем выше вероятность того, что двигаетесь в правильном направлении по выбранному пути саморазвития и добьетесь в его завершении поставленных целей.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *