Экономическая безопасность транспорта: организация службы экономической безопасности предприятий транспортного комплекса

В настоящее время в связи с ростом экономических рисков и угроз на данном этапе экономического цикла в России политика предприятий транспортного комплекса должна быть в максимальной степени сосредоточена и направлена на обеспечение своей экономической безопасности. В этих условиях первостепенной задачей становится экономическая безопасность транспорта и предприятий транспортного комплекса. Поэтому эффективной стратегией и тактикой достижения поставленных целей и задач, которые определяют будущее предприятий транспортного комплекса, является мониторинг и своевременная оценка состояния их экономической безопасности, разработка и реализация организационных, технических, финансовых и других мер противодействия внутренним и внешним угрозам, то есть организация служб и построение систем обеспечения экономической безопасности.

экономическая безопасность транспорта

Понятие экономической безопасности на транспорте и задачи служб экономической безопасности предприятий транспортного комплекса

Под экономической безопасностью предприятия транспортного комплекса мы понимаем систему защищенности интересов его акционеров (участников), менеджмента, работников, обеспечивающую рациональное использование финансовых, трудовых, информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз с целью устойчивого развития бизнеса.

В системе обеспечения экономической безопасности предприятия транспортного комплекса существуют объект и субъект, которые тесно взаимосвязаны. Объектом системы в данном случае является стойкое экономическое состояние транспортного предприятия в текущем и долгосрочном периоде.

Главным субъектом системы обеспечения экономической безопасности, как представляется, является специализированная внутренняя служба экономической безопасности предприятия транспортного комплекса.

При этом главную задачу службы экономической безопасности следует обозначить как своевременное, быстрое, адекватное реагирование на любые возмущающие воздействия, дестабилизирующие экономическое положение предприятия.

Под возмущающими воздействиями надо понимать любые угрозы, как со стороны внешнего окружения, так и внутренние, наносящие ущерб предприятию транспортного комплекса. Соответственно деятельность службы экономической безопасности транспортного предприятия должна быть направлена на:

  • предотвращение угроз безопасности предприятия транспортного комплекса;
  • защиту законных интересов предприятия, его собственников от противоправных посягательств;
  • рациональную организацию процесса оказания транспортных услуг;
  • недопущение хищения финансовых и материально-технических средств;
  • обеспечение сохранности транспортируемых грузов;
  • предотвращение разглашения, утраты, искажения и уничтожения служебной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия;
  • обеспечение безопасного и бесперебойного процесса эксплуатации транспортных и технических средств, используемых предприятием транспортного комплекса, включая и средства информатизации.

Структура службы экономической безопасности предприятия транспортного комплекса

Указанные задачи решаются в процессе реализации службой экономической безопасности предприятия транспортного комплекса функций, в структуре которых, как представляется, следует выделить следующие блоки:

  1. Политико-правовой блок. Подразумевает всестороннее юридическое обеспечение всего функционирования транспортного предприятия, грамотную работу с контрагентами, решение других необходимых правовых вопросов, направленных на предотвращение возникновения финансово-экономических потерь.
  2. Технико-технологический блок. Предполагает создание и использование материально-технологической основы, транспортных средств и оборудования, прогрессивных технологий и бизнес-процессов, обеспечивающих безопасное оказание транспортных услуг.
  3. Кадровый блок. Предотвращает негативные воздействия на экономическую безопасность транспортного предприятия рисков и угроз, связанных с действиями его персонала.
  4. Учетно-контрольный блок. Подразумевает осуществление мероприятий, направленных на соблюдение нормативной базы бухгалтерского, налогового учета, реализацию внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни предприятия транспортного комплекса.
  5. Аналитический блок. Осуществление оценки деятельность предприятия транспортного комплекса в ретроспективе, с применением совокупности приемов и методов экономического анализа для прогнозирования, планирования и реализации основных бизнес-процессов предприятия транспортного комплекса.
  6. Финансово-налоговый блок. Обеспечение финансово-экономической самостоятельности и устойчивости предприятия транспортного комплекса. Этому способствует налоговое планирование, в том числе оптимизация налоговой нагрузки.
  7. Информационный блок. Включает защиту информации, в том числе конфиденциальной, составляющей коммерческую тайну, осуществление информационно-аналитической работы с внешними и внутренними субъектами в целях сбора необходимой информации.
  8. Экологический блок. Осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение предприятием транспортного комплекса экологических норм в процессе оказания транспортных услуг.
  9. Силовой блок. Предполагает организацию режимных мероприятий, направленных на охрану объектов, транспортных средств, грузов, взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами.

Обеспечение экономической безопасности транспорта

В целях обеспечения экономической защищенности предприятия транспортного комплекса его служба экономической безопасности должна, прежде всего, определить перечень существующих факторов и источников угроз, влияющих на экономическую безопасность предприятия. Под угрозой экономической безопасности транспортного предприятия в данном случае следует понимать совокупность негативных воздействий факторов внешней и внутренней среды, препятствующих в настоящем, или могущих воспрепятствовать в будущем, эффективной реализации основных бизнес-процессов транспортного предприятия, а также достижению его уставных целей и задач.

Как правило, внутренние факторы угроз экономической безопасности появляются на самом транспортном предприятии и непосредственно связаны с его деятельностью (финансовой, инвестиционной, инновационной, транспортной, логистической и т.п.), а также деятельностью наемного персонала. Они всегда обусловлены основными бизнес-процессами транспортного предприятия и оказывают влияние на результаты его хозяйственной деятельности. Форма и качество организации и реализации управленческого процесса, соблюдение технологий, организация труда и социальной сферы персонала – все это может стать внутренним источником экономических угроз. Примерами таких угроз, являются: разглашение собственным персоналом конфиденциальной информации (коммерческой тайны), низкая квалификация специалистов и др.

Что касается внешних угроз экономической безопасности предприятия транспортного комплекса, то их возникновение связано с внешней предпринимательской средой, т.е. это действия, происходящие за пределами транспортного предприятия, например, сложившаяся в определенный момент времени конъюнктура рынка грузовых и пассажирских перевозок. В частности проявлением таких угроз является хищение материальных ценностей лицами, не являющимися работниками транспортного предприятия или незаконные действия конкурентов.

Определяя перечень угроз экономической безопасности предприятия транспортного комплекса, службе экономической безопасности следует увязывать их с существенностью ущерба. Так, ущерб может быть несущественным, который, не сильно повлияет на финансовое состояние транспортного предприятия. При риске возникновения такой угрозы службе экономической безопасности не следует принимать существенных мер по ее предотвращению, так как это не целесообразно с точки зрения финансового эффекта. Напротив, существенные угрозы влекут значительные (возникает риск утраты конкурентных преимуществ и возможна вероятность банкротства) и катастрофические потери (прекращение деятельности в связи с невозможностью избежать банкротства). Именно такие угрозы должны быть объектом первоочередного внимания службы экономической безопасности транспортного предприятия, их своевременное обнаружение и устранение в целях избегания или минимизации потерь.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является важной составляющей управления предприятием транспортного комплекса посредством организации работы соответствующей службы на предприятии транспортного комплекса. Предприятия транспортного комплекса, которые не способны к приспособлению, изменению, которые не в состоянии показать нормальную реакцию на внешние и внутренние угрозы, очень часто становятся неспособными к дальнейшему существованию. Поэтому для того, чтобы предприятие транспортного комплекса продолжало оставаться целостной и развивающейся системой, служба экономической безопасности должна незамедлительно реагировать на все благоприятные и неблагоприятные изменения внешней и внутренней среды, что и является главным условием сохранения экономической безопасности.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *