Бизнес в Японии: рецепт долголетия

бизнес в Японии

Средняя продолжительность жизни компаний в общемировом масштабе продолжает снижаться. Однако в мире все еще остается 967 бизнесов, которые были основано ранее 1700 года! Больше половины из них (53%) находятся в Японии. Чем это можно объяснить?

Статистика о долголетии бизнеса в мире

В 1970-е годы средняя продолжительность жизни бизнеса равнялась примерно 60 годам, затем колебалась в пределах 40-50 лет, но, начиная с 1990-х, начала снижаться. Сейчас, к примеру, в Кремниевой долине любая компания, которой больше 20 лет, считается «старушкой».

Каждый год, согласно данным статистики, примерно 10% всех публичных бизнесов закрывается. 50 лет назад эта цифра была в четыре раза меньше. Другими словами, компании умирают все чаще. Но в Японии наблюдается другая картина. 8 из 10 самых долголетних компаний находится в Японии — и все они были основаны еще до 800 года. Старейший в мире отель, промышленная компания, кондитерская, чайная компания, аптека также располагаются в Японии.

Причины долголетия японских компаний

Что может быть причиной такого явления? Прежде всего, на продолжительность жизни бизнеса могут влиять культурные и исторические факторы. Япония является одной из старейших стран, которая к тому же имела один из самых длинных в мировой истории период мира (между 1641 и 1843 годами). В это время было основано немало компаний и заложен фундамент для их стабильного развития.

Большинство старейших японских бизнесов являются семейными. Причем даже отсутствие наследника (или то, что родной сын не обнаружил таланта руководителя) не останавливает владельцев.

Достаточно много производственных компаний приняли решение изготавливать продукцию, связанную с японскими традициями. Например, чай, саке, сувенирные куклы и тому подобное. Все эти товары пользуются стабильным спросом, и поэтому такие компании реже сталкиваются с рыночными колебаниями.

Семья, как опора японского бизнеса

Однако есть и другая вероятная причина: большинство старейших японских бизнесов являются семейными. Веками они остаются в управлении одной семьи. Причем даже отсутствие наследника (или то, что родной сын не обнаружил таланта руководителя) не останавливает японских владельцев. Они решают эту проблему довольно странным для западного мира способом: чтобы сохранить бизнес и оставить его в семье, они усыновляют наемного управленца.

Это также является японской традицией: усыновление взрослых берет свое начало в XIII веке. А сегодня оно составляет 98% от всех случаев усыновления в стране. Скажем, производитель автомобилей Suzuki имел четыре поколения усыновленных управленцев до того, как текущий генеральный директор (родной сын) занял свою должность.

Такая практика позволяет японским бизнесам иметь более профессиональное управление, чем в других семейных компаниях, и это подтверждают исследования.

Итак, большинство «долгоиграющих» бизнес-компаний в Японии делают ставку на выпуск либо традиционной для японской культуры продукции, а кроме того основой долголетия является опора на семью, семейные ценности при развитии компании.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *