Бизнес команда в организации: понятие, требования, этапы формирования

Когда и как создаются бизнес команды? Когда больше всего нужна командная работа в бизнесе? Какие этапы формирования бизнес команд можно выделить, и каких ошибок избегать при этом? И вообще – что такое бизнес команда, отличается ли она от коллектива или тождественна этому понятию? В представленной ниже статье попробуем разобраться с этими вопросами, а также рассмотрим требования к развитию лидера бизнес команды.

бизнес команда

Базовые требования к бизнес команде

Прежде всего, следует выделить определенные объективные предпосылки формирования бизнес команды.

  1. Скажем, она не может состоять из большого количества людей. По результатам различных исследований ее оптимальный состав – от 4-5 до 11-12 работников. Ведь эволюционно мы выжили, именно потому, что группировались в маленькие стаи – достаточно мобильные и с одним лидером.
  2. Наличие единого лидера – еще одно требование, предпосылка формирования бизнес команды в организации. Когда в «стае» появляется два главаря, начинается перераспределение «пирога власти». Соответственно когда такое происходит на любой стадии формирования бизнес команды, ее разрывают внутренние противоречия обусловленные конкуренцией между лидерами. Она становится хрупкой, а если есть еще и внешние агрессивные воздействия, то команда рискует распасться. Как известно, чаще всего антропогенные системы разрушаются не потому, что среда является неблагоприятной, а потому, что они не являются достаточно консолидированными, чтобы успешно пройти период кризиса.
  3. Вообще, при формировании команды необходимо учитывать степень турбулентности внешней среды (неопределенности, рискованности). Это может касаться любых надсистем: технологий, стейкхолдеров, клиентов, политики, экономики и т.д . Чем выше уровень турбулентности – тем больше потребность в адаптивности, в умении гибко и быстро изменять роли в коллективе. И, следовательно, тем сильнее необходимость командного феномена, то есть наличие бизнес команды. И наоборот – чем стабильнее среда, тем реже организация будет сталкиваться со сложностями. В таких организациях можно обойтись наличием слаженно работающего коллектива, а не команды. Например, монополист может себе позволить не адаптироваться к условиям рынка. По сути, хотя наличие у него бизнес команды – это хорошо, но, по большому счету он может обойтись и без командного эффекта в работе.
  4. Лидеру организации следует четко осознавать, есть ли у его компании все приведенные предпосылки. А также понимать, где именно ему нужна команда. Например, в бухгалтерии она часто лишняя – там достаточно хорошего коллектива. А вот в отделе продаж без нее не обойтись, особенно если компания работает в секторе В2В.

В целом наличие сформированной в организации бизнес команды позволяет перейти к качественно иному поведению, как управленческому руководителя, так и рядовых ленов команды, формируются принципиально иные ролевые модели поведения в организации.

В чем разница между командой и коллективом?

Бизнес команда – это временное явление, ситуативный эффект. Причем эффект второго порядка – такой же феномен, как любовь или дружба.

У команды есть два свойства: синергия и эмерджентность.

Синергия – это способность бизнес команды достигать результатов в разы лучших, чем получались бы при таких же условиях просто группой людей. Командный эффект в работе означает переход к качественно иному поведению, другим ролевым моделям. Если группа работников чувствует себя классно и вдохновлено, но не показывает хороших результатов, — это еще не бизнес команда. В тоже время она может быть неплохим коллективом, слаженно работающих коллег. Кстати, исходя из идеи синергии следует, что, скорее всего, роботы не смогут создавать бизнес команды – ведь в человеческом понимании этого слова основа такой команды именно человек и человеческое взаимодействие.

Эмерджентность проявляется в том, что как только что-то серьезно изменится во внешней или внутренней среде компании, командный эффект может исчезнуть. Ведь именно внешние изменения сильнее всего проходятся, сказываются на изменениях в «атмосфере» компании, ее ценностях и т.д.

Этапы формирования бизнес команды

На самом деле формирования команды начинается тогда, когда группа сталкивается с кризисом, проблемой, слишком сложной для решения «с наскока». И чтобы справиться с вызовом, группе работников приходится, иногда вынужденно, консолидироваться. Без проблем не может быть и команды. Поэтому управленцы часто шутят, что для поддержания командного эффекта нужно периодически создавать контролируемые кризисы.

На первом этапе формирования бизнес команды люди просто знакомятся. Цели, которые перед ними стоят, они воспринимают формально, а лидер еще не понимает, кто под какие роли подходит. Если руководитель хочет быстро создать бизнес команду, то следует сразу четко обозначить проблему перед своими людьми. Полное понимание контекста, в котором существует бизнес, его целей, задач и проблем помогает команде «повзрослеть».

Второй этап – уже значительно интереснее. На нем проявляется первый рывок и выдается первый результат. Люди не только получают формальные роли, например согласно штатного расписания, но и начинают выстраивать неформальные ролевые модели и взаимосвязи. И чем лучше им удастся синхронизироваться, договориться – тем удачнее будут результаты.

Эта стадия называется «эйфория»: люди уже говорят «мы» вместо «я» и чувствуют, что они – «одна банда». Ключевая опасность, с которой сталкивается на этом этапе бизнес команда, — это неготовность трезво воспринимать саму себя. Особенно часто этот эффект встречается у лидеров. Следствием может стать неадекватное восприятие реальности («мы классные, а все остальное – неважно»).

Задача лидера на этом этапе – показать членам бизнес команды, что происходит на самом деле: снаружи и внутри организации. Достижения – это хорошо, но какова динамика наших на первый взгляд результатов? Возможно, рынок растет на 20% быстрее, чем мы, – тогда у компании проблемы, потому что в действительности ее результаты свидетельствуют о падении, а бизнес команда работает плохо. А возможно, команда вообще не знает, что происходит на рынке, а ограничена рамками компании? Повторим еще раз, полное понимание контекста, в котором существует бизнес, помогает команде «повзрослеть».

Еще одна ошибка лидера на этом этапе – мыслить короткими отрезками времени. Ему нужно спрашивать себя: а что могут сделать другие крупные игроки на рынке? Что может измениться за два, три года? И важно помочь членам бизнес команды точно так же. Потому что если лидер не справиться – команда начнет скатываться в «яму». Перераспределение власти, демотивация, ухудшение результатов, – вот то, что ждет команду, если она не сможет перестроиться. На этом этапе распадаются примерно 90% бизнес групп (или превращаются в совсем другую сущность, с другими принципами, ролями и ценностями).

Единственный способ уберечь себя от неудач и раскола бизнес команды – это переход к другому стилю лидерства. Лидерство – это ответственность, а ответственность чаще всего для лидера бизнес команды – принятие решений в условиях неопределенности.

Развитие лидера бизнес команды

Лидер – тот, кому приходиться отвечает на вопрос: а что дальше? Достичь прорыва усилиями одного человека невозможно, это всегда результат командной работы. А для прорыва нужно, чтобы члены команды взяли на себя новые роли, причем добровольно, иначе ничего не получится. Задача же лидера – понять, как ему измениться, чтобы это стало возможным.

Нередко лидер, сформировав бизнес команду, не понимает, что ему нужно меняться, или не знает как это делать. Скажем, пытается передать часть своих полномочий, делегировать больше, но потом видит новые внешние угрозы и снова берет всё в свои руки, то есть скатывается к старой модели поведения. Но бизнес команда то уже «выросла»!

Чем раньше руководитель поймет, что на разных этапах развития бизнес команды нужно разное лидерство – тем выше вероятность успеха. На первом этапе лидер руководит конкретными шагами, которые делает его коллектив. Ему нужны просто хорошие люди, а цели – конкретные и быстрые. Когда команда подходит к стадии «эйфории», управление уже должно происходить по целям, появляется планирование, а для работников важна квалификация. Чтобы не попасться в ловушки провалов и череды неудач лидеру бизнес команды следует профессионально расти, рассуждать о будущем, формируя стратегию. На первый план выходит бизнес культура, а персонал следует оценивать по соответствию бизнес-компетенций.

В итоге, тип лидерства в бизнес команде должен соответствовать требованиям момента. Если бизнес команда терпит очередную череду неудач, то это означает, что где-то ее лидер «отстал» — не создал условий, чтобы она прошла на следующую стадию зрелости. В конце концов, лидер бизнес команды должен в любой момент времени понимать на каком этапе находится его команда. И, опираясь на эти знания, меняться самому и менять требования к персоналу.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *