Дипломная работа по педагогике

Тема: «Обучение навыкам диалогической речи как способ формирования социокультурной компетенции» (на примере уроков английского языка)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения навыкам диалогической речи как средства формирования социокультурной компетенции

1.1. Понятие и содержание социокультурной компетенции

1.2. Особенности диалогической формы общения как средства обучения знаниям социокультурного характера на уроках иностранного языка

1.3. Методические подходы к обучению навыкам диалогической речи на уроках иностранного языка

Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению возможностей обучения навыкам иноязычной диалоговой речи, как средства формирования социокультурной компетенции у школьников

2.1. Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции школьников

2.2. Апробация методов обучения навыкам диалогической речи в целях формирования социокультурной компетенции

2.3. Методические рекомендации по обучению навыкам диалогической речи на уроках иностранного языка как средства формирования социокультурной компетенции

Заключение

Список литературы

Приложения:

1. Карта экспертной оценки

2. Задания урока по теме «English – a language of the world» для экспертной оценки сформированности коммуникативно-деятельностного и смыслообразующе-аксиологического компонентов социокультурной компетенции

3. Тест на знание социокультурной информации о стране изучаемого языка

4. Примеры вопросов, задаваемых в беседе с учениками для определения уровня лингвострановедческой компетенции

5. Результаты первичной диагностики сформированности коммуникативно-деятельностного и смыслообразующе-аксиологического компонентов социокультурной компетенции

6. Итоги предварительного тестирования экспериментальной группы для определения уровня владения социокультурной информацией о стране изучаемого языка

7. Результаты первичной диагностики сформированности навыков диалогической речи и уровня сформированности лингвострановедческой компетенции в ходе беседы с учениками экспериментальной группы

8. Обобщенные данные первичной диагностики уровня сформированности социокультурной компетенции в экспериментальной группе

9. Сценарий урока по теме «Seasons and weather»

10. Результаты повторной диагностики сформированности коммуникативно-деятельностного и смыслообразующе-аксиологического компонентов социокультурной компетенции

11. Итоги повторного тестирования экспериментальной группы для определения уровня владения социокультурной информацией о стране изучаемого языка

12. Результаты повторной диагностики сформированности навыков диалогической речи и уровня сформированности лингвострановедческой компетенции в ходе беседы с учениками экспериментальной группы

13. Обобщенные данные повторной диагностики уровня сформированности социокультурной компетенции в экспериментальной группе

Введение

В настоящее время перед преподавателями иностранного языка стоит важная задача – создать условия для формирования личности, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации (диалоге культур). Необходимо формировать у студентов коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.

Для того чтобы чувствовать себя свободно и уверенно, успешно общаться в иноязычной среде, личность должна обладать высоким уровнем сформированности социокультурной компетенции. Многие педагоги и методисты полагают, что если элементы родной культуры переносятся в иноязычную среду, то в вербальном и невербальном поведении возникают ошибки, которые не осознаются, но носители языка могут реагировать на них весьма болезненно. Каждый народ имеет свою систему предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем в основе восприятия мира. Система восприятия, мышления, поведения, эмоций одной нации обусловлена этнически и отличается от другой, где особое значение имеют традиции и обычаи, географическое расположение, т. е. сознание личности не совпадает с мировосприятием представителя другого народа. Для эффективной межкультурной коммуникации у общающихся должна присутствовать культурная грамотность, которая предусматривает понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для данной культуры. Таким образом, знание социокультурного фона, под которым понимается все то, что определяет сложившийся веками стиль жизни и характер мышления, национальный менталитет, очень значимо, так как без этого нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

В настоящее время основное нововведение в методике преподавания иностранного языка заключается в следующем: с одной стороны, уменьшается доля теоретического грамматического материала, с другой – больше внимания уделяется коммуникативному компоненту, т.е. акцент делается на освоении лексики и разговорных формул.

Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем фактом, что в современном коммуникативном пространстве роль диалогического общения оказывается все более и более значимой. При этом диалогическая речь, являющаяся наиболее естественным и органичным воплощением коммуникативной функции языка, представляет особый интерес для формирования социокультурной компетенции. Именно в диалоге в первую очередь проявляется уровень языковой компетентности и речевой культуры каждого конкретного индивида. Прежде всего в рамках диалогического общения получают реальное и наиболее явственное воплощение так называемые коммуникативные нормы языка. Диалог, в отличие от монолога, прямо и непосредственно ориентирован на конкретный коммуникативный результат, а достижение эффективности общения является конечной целью культуры речи, что позволяет рассматривать обучение на уроках английского языка навыкам диалогической речи как способ формирования социокультурной компетенции.

Вопросы обучения навыкам иноязычной диалогической речи рассмотрены в работах ученых педагогов-лингвистов Е. И. Пассова, А.Н. Дахина, А.В. Хуторской, Е. Н. Солововой, И.Я. Зимней, Е. М. Верещагина и др. Проблемы формирования у учащихся социокультурной компетенции разрабатывались Н.Г. Муровьевой, Н.Б. Поляниной, В.В. Сафоновой, П. В. Сысоевым, А.В. Хуторским и др. Кроме того в области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего (полного) образования по иностранному языку третьего поколения, где СКК является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной.

В тоже время ощущается недостаток исследований в области формирования социокультурной компетенции посредством обучения навыкам иноязычной диалогической речи, что подтверждает актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Объектом настоящего исследования является процесс формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: обучение навыкам иноязычной диалогической речи.

В данном исследовании была поставлена цель изучить возможности обучения навыкам иноязычной диалоговой речи, как средства формирования социокультурной компетенции.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая объяснительная гипотеза: формированию социокультурной компетенции школьников может способствовать применение методик обучения навыкам иноязычной диалогической речи.

В связи с выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Изучить понятие и содержание социокультурной компетенции.

2. Рассмотреть особенности диалогической формы общения как способа обучения знаниям социокультурного характера.

3. Изучить методические подходы к обучению навыкам диалогической речи.

4. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности социокультурной компетенции школьников и разработать критерии их оценки.

5. Провести опытно-практическую работу по выявлению возможностей обучения навыкам иноязычной диалоговой речи, как средства формирования социокультурной компетенции.

6. Выявить диагностическим путем возможную динамику в уровне сформированности социокультурной компетенции.

7. Разработать методические рекомендации по обучению навыкам диалогической иноязычной речи.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

— метод синтеза полученной информации;

— метод сравнения различных научных подходов к проблеме нашего исследования.

С целью проведения диагностического этапа эксперимента использовались такие методы научного исследования, как:

— метод экспертных оценок;

— метод тестирования;

— метод беседы.

Объем дипломной работы 83 страницы, включая список литературы из 50 источников, и 13 приложений.

………………….

Заключение

Под социокультурной компетенцией следует понимать знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.

Как показал анализ различных теоретических подходов к определению понятия и содержания социокультурной компетенции, ее содержание относится не только к процессу овладения практическим иностранным языком как средством общения, но и реализуется в освоении знаний, относящихся к лингвокультурологии, лингвострановедению, психологии межкультурного общения.

Содержание социокультурной компетенции предполагает необходимость обучения школьников умению ориентироваться в общем межкультурном контексте иноязычного общения, что требует формировать знания об истории, культуре, традициях страны изучаемого языка, ритуалах, символах, стереотипах; следует развивать такие способности у школьников, которые помогают координировать свое поведение в соответствии со знаниями о нормах поведения в другой культуре и избегать межкультурного непонимания. Формирование социокультурной компетенции на занятиях английского языка также подразумевает обогащение лингвистических, эстетических и этических знаний школьников о стране изучаемого языка.

Диалогическая форма общения, как средство обучения знаниям социокультурного характера обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью; диалогической речи свойственно наличие эллиптических оборотов, которые часто закрепляются коммуникативной практикой и используются в виде клише.

При обучении навыкам диалогической речи как средства формирования социокультурной компетенции школьника учитель может воспользоваться одним из двух методических подходов: дедуктивным или индуктивным. Первый вариант лучше подходит для обучения стандартным, или типовым, диалогам, а второй – свободным диалогам. Однако в любом случае обучение диалогической речи будет более действенно, если для составления диалогов использовать различные опоры (картинки и видеосюжеты).

По результатам констатирующего этапа эксперимента в результате применения диагностического инструментария был сделан вывод, что уровень сформированности социокультурной компетенции в экспериментальной группе можно оценить как средний – группа получила обобщенную оценку «3». При первичном измерении социокультурной компетенции нами было отмечено, что многие языковые ошибки имеют социокультурную природу. Это «системные» ошибки, вызванные слабым владением системой языковых значений различного уровня и способов их выражения: ошибки, вызванные не незнанием системы языка, а неверным использованием этой системы (невладением системой культурных норм и ценностей); ошибки лингвострановедческого характера (недостаточно адекватное цели общения употребление лексических единиц, имеющих характерную национальную семантику; отсутствие ситуативно обусловленных речевых клише); нарушения предметной составляющей (недостаточное владение темой разговора); нарушения на уровне социокультурных фоновых знаний; ошибки психосоциального характера, проявления так называемого этносоциоцентризма (проявление стереотипности мышления, чувство национального и социального превосходства/чувство неполноценности по отношению к культуре страны изучаемого языка).

На основании результатов первичного диагностирования уровня сформированности социокультурной компетенции в экспериментальной группе нами проведен формирующий этап эксперимента. Для формирования страноведческой информации у учащихся нами был проведен ряд уроков, на которых давалась социокультурная информация о стране изучаемого языка с последующей наработкой навыков диалогической речи.

По завершении формирующего этапа эксперимента с целью проверки гипотезы исследования нами проведен контрольный этап, предусматривающий выявление диагностическим путем возможной динамики в уровне сформированности социокультурной компетенции у учеников экспериментальной группы.

Анализ данных, полученных в ходе повторной диагностической оценки уровня сформированности компонентов социокультурной компетенции у школьников показал, что его уровень в экспериментальной группе в результате проведения нами формирующего этапа эксперимента вырос.

Гипотеза исследования о том, что формированию социокультурной компетенции школьников может способствовать применение методик обучения навыкам иноязычной диалогической речи нашла свое полное подтверждение. По итогам эксперимента нами сформулирован ряд рекомендаций по использованию обучения диалогической речи как средства формирования социокультурной компетенции школьника.

Для приобретения данной работы напишите запрос на E-mail: masterrabot@yandex.ru или через представленную в разделе «Контакты» форму. В запросе обязательно укажите номер необходимой Вам работы по каталогу, ее вид и тему.


Следующая статья →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *