Решение задач по административному праву

Квалификация действий инспектора ДПС. Правоотношения, возникающие между министром и подведомственными ему руководителями служб и агентств.

Задача №1. Условие:

В Благодарненском районе Ставропольского края 20.06.05 г. во время несения службы инспектор ДПС Савенко Ю. А. остановил «шестерку», принадлежащую гражданину «Н» и без каких-либо объяснений забрал у водителя свидетельство о регистрации и водительские права. На письменную жалобу гражданина «Н» Савенко пояснил своему начальству, что водитель «Н» еще в мае месяце на этом же месте не остановился не его законное требование.

1. Квалифицируйте действия инспектора ДПС Савенко Ю.А.

2. Как должен поступать гражданин «Н» и каковы каналы восстановления нарушенных прав – показать все стадии производства.

Решение задачи:

1. Согласно части 1 статьи 3.8 КоАП РФ «Лишение специального права» лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Лишение специального права назначается судьей.

Таким образом, изъятие специальных прав, в том числе на право управления транспортным средством производится только по решению судьи. Следовательно, инспектор ДПС Савенко забрав у водителя свидетельство о регистрации и водительские права незаконно лишил гражданина «Н» специального права в виде права управления транспортным средством.

Действия инспектора ДПС Савенко следует квалифицировать как правонарушение, предусмотренное ст. 12.35. КоАП РФ «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию» в соответствии с которой «применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 24.07.2007 № 210-ФЗ)».

2. Согласно ст. 53 Закона «О полиции» гражданин Н. имеет право на обжалование действий Савенко в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд. Кроме того Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Закон устанавливает три возможных способа обжалования гражданином Н. незаконных действий сотрудника полиции Савенко Ю.А.: вышестоящему органу или должностному лицу полиции (инстанционный или административный способ), в органы прокуратуры (прокурорский способ) и в суд (судебный способ). Эти способы обжалования альтернативны. Право решать, какой из них использовать предоставлено гражданину Н.

Инстанционный (административный) порядок обжалования регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В органах внутренних дел действует Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 (ред. от 27.08.2010) (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2006 г. № 8487) . В соответствии с указанными документами административные жалобы направляются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица милиции, действия (бездействие) которых обжалуются. По общему правилу жалобы разрешаются в течение 30 дней со дня поступления в орган или лицу, обязанным разрешить их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

По результатам проверки жалобы составляется мотивированное заключение, которое должно содержать объективный анализ собранных материалов. Если при проверке выявлены нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, злоупотребления сотрудников должностным положением, в заключении должно быть указано, какие конкретно приняты меры по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, по привлечению к ответственности виновных лиц. Заключение подписывается лицом, производившим проверку, руководителем структурного подразделения органа полиции.

Решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть обжаловано гражданином Н. в прокуратуру либо в суд. Общие правила рассмотрения жалоб в органах прокуратуры установлены ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», рядом нормативных правовых актов Генерального прокурора Российской Федерации. В органах прокуратуры принимаются к разрешению жалобы, содержащие сведения о нарушениях сотрудниками милиции законов, в соответствии с компетенцией прокуратуры. Жалобы, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

Порядок судебного обжалования урегулирован Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 № 197-ФЗ, от 09.02.2009 № 4-ФЗ). В соответствии с ним каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих нарушены его права и свободы. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица.

Суд, принявший жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Установлены следующие сроки обращения с жалобой в суд:

— в течение трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

— в течение одного месяца — со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд может признать обжалуемое действие (решение) сотрудника милиции незаконным, отменив при этом примененные к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановив его нарушенные права и свободы. Удовлетворяя жалобу, суд решает также вопрос об ответственности сотрудников милиции, предусмотренной соответствующими законами, вплоть до внесения представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех лиц, чьи действия признаны незаконными, так и на лиц, которыми предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Также гражданин Н. вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Так, в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией ею Протокола № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане получили возможность обжаловать незаконные действия государственных органов, в том числе милиции, в Европейский суд. В Европейский суд может обратиться с заявлением любое лицо, которое утверждает, что оно является жертвой нарушений прав, изложенных в Конвенции и Протоколах к ней.

Однако такое обращение возможно только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения.

Европейский суд не принимает к рассмотрению никакие индивидуальные жалобы, которые: а) являются анонимными; б) уже были предметом его рассмотрения по существу; в) являются предметом другой процедуры международного разбирательства.

Задача №2. Условие:

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ обязало подведомственные ему федеральные службы и агентства в трехдневный срок после издания представлять в министерство заверенные копии нормативных и ненормативных актов (приказов). Однако Роскультура (М. Е. Швыдкой) и Роспечать (М. В. Сеславинский) не выполнили приказа министра и отправили в министерство письма, в которых свой отказ обосновывают с неправомерностью издания приказа и просят указать цели, причины и основания истребования актов агентства.

1. Дать юридическую оценку ситуации.

2. Правомерен ли отказ выполнения приказа Министра, и вправе ли за это Министр привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей агентств, не выполнивших приказ.

3. Каков характер правоотношений, возникающих между министром и подведомственными ему руководителями служб и агентств.

Решение задачи:

1. В соответствии с ранее действовавшим Положением «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №289 (Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 590, утвердившего новое Положение о Министерстве культуры Российской Федерации), Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

При этом Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляло координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций осуществляло в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными организациями (в том числе Роскультура и Роспечать), проводило документальные ревизии и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществляло контроль за расходованием выделяемых им средств федерального бюджета и эффективностью использования находящегося в их оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности.

В соответствии с указанным Положением, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации имело право:

1) издавать в установленном порядке и в пределах своей компетенции нормативные правовые акты межведомственного характера и осуществлять контроль за их исполнением;

2) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц информационно-аналитические материалы, а также данные (включая статистические), необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций, пользоваться сведениями Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации;

Пункт 8 Положения закреплял, что Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Функции Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации заключались в следующем:

1) руководит деятельностью Министерства;

2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

3) устанавливает обязанности и определяет ответственность заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Министерства;

4) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях Министерства и уставы подведомственных организаций;

5) утверждает положения о территориальных органах Министерства, численность и фонд оплаты труда их работников в пределах, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на содержание этих органов в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, в установленном порядке — руководителей территориальных органов Министерства и руководителей подведомственных организаций, в том числе особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями договоры (контракты), применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

7) издает в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, утверждает инструкции, обязательные для выполнения работниками центрального аппарата Министерства и его территориальных органов, а также подведомственными организациями;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исходя из норм рассмотренного Положения Министерство культуры и массовых коммуникаций осуществляло в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными организациями. В рамках осуществления своих управленческих функций Министерство культуры и массовых коммуникаций было вправе иметь всю информацию, касающуюся деятельности подведомственных агентств – Роскультура и Роспечать. Эта информация в данном случае выражалась в заверенных копиях нормативных и ненормативных актов агентств. Знание такой информации, безусловно, улучшает эффективность управления Министерством культуры указанными агентствами.

Отказ от выполнения приказа Министра культуры и массовых коммуникаций руководителями Роскультуры и Роспечати – это дисциплинарный проступок.

Таким образом, на основе норм Положения «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №289, надлежит сделать вывод о том, что отказ от выполнения приказа Министра культуры и массовых коммуникаций Роскультурой и Роспечатью неправомерен и за это министр вправе привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей агентств, не выполнивших приказ, в соответствии с трудовым законодательством.

3. Между Министром культуры и массовых коммуникаций и подведомственными ему руководителями служб и агентств возникали вертикальные административно-правовые отношения подчинения. Эти отношения могут быть выражены формулой «команда – исполнение». Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

Такого рода отношения возникают между соподчиненными сторонами (Министром культуры и подведомственными ему руководителями служб и агентств), что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон, об отношениях власти и подчинения, организационной подотчетности (министру) и выражении юридической зависимости одной стороны от другой.

Список нормативных актов

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ// СПС «Консультант плюс».

2. Приказ МВД РФ от 22.09.2006 № 750 (ред. от 27.08.2010) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» // СПС «Консультант плюс».

Выше приведенные решения задач по административному праву выполнены на заказ для студентов Ростова-на-Дону с учетом норм законодательства, действовавшего в 2012 году. Поэтому проверяйте актуальность решений задач с учетом ныне действующего законодательства. Вы можете заказать решение задач по административному праву написав на E-mail: masterrabot@yandex.ru или через представленную в разделе «Контакты» форму. Также можно заказать нужную вам работу по тел. 8-950-842-330-3

Возможно вам будет интересна статья «Как решать задачи по праву – секретный секрет»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *