Курсовая работа на тему: «Роль правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения законности и правопорядка в обществе и государстве

1.1. Понятие законности и правопорядка

1.2. Понятие правоохранительной деятельности и система правоохранительных органов России

2. Характеристика роли отдельных правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка

2.1. Роль органов судебной власти в обеспечении законности

2.2. Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении законности и правопорядка

2.3. Основные задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка

Заключение

Список использованных источников

Данная курсовая работа выполнена осенью 2012 года и содержит две главы. Целью курсовой работы является изучение роли правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка. Объем курсовой работы 30 страниц, включая список из восемнадцати использованных источников.

Номер в каталоге: 1201

Введение

Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей. Для претворения в жизнь задач развития современного общества требуются организованность, правопорядок, дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит, власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической.

В России признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. От того как эффективно решаются эти задачи правоохранительными органами зависит зависят жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций.

В связи с этим изучение роли правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка представляется важной задачей, обусловливающей актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение роли правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка.

Достижение цели курсовой работы потребовало решения следующих задач:

  1. Изучить содержание понятий законности и правопорядка;
  2. Сформулировать понятие правоохранительной деятельности и изучить систему правоохранительных органов России;
  3. Рассмотреть роль органов судебной власти в обеспечении законности;
  4. Определить роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении законности и правопорядка;
  5. Изучить основные задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка.

1. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения законности и правопорядка в обществе и государстве

1.1. Понятие законности и правопорядка

Законность представляет собой многоплановое явление. Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности: принцип деятельности государственных органов, своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, а также строгое требование соблюдения доходов.

Под законностью чаще всего понимают строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами . Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения – нет и законности.

Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

Законность требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.

Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире — все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов. Законы призвана уважать прежде всего сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть – неправовой.

Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве. Существует более сотни его различных определений. Идея правопорядка имеет ряд относительно самостоятельных смыслов, что делает некоторое единое его определение невозможным, но придает ему фундаментальный характер.

Правопорядок – ресурс, который необходим народу, нации, политическому обществу для осуществления их определенных целенаправленных действий правительства. Как порядок вообще, правопорядок включает в себя директивный, технологический и коммуникативный аспекты. Правопорядок – разновидность порядка, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства . Понятия законности и правопорядка тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок. И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов.

Таким образом, законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Правопорядок – реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм.

1.2. Понятие правоохранительной деятельности и система правоохранительных органов России

В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах оно используется. В юридической литературе понятие «правоохранительные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход представляется вполне обоснованным. То есть органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, относятся или могут быть отнесены к правоохранительным. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнительного раскрытия. Основные черты правоохранительной деятельности:

1) Назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

2) Для начала правоохранительной деятельности, как правило, должен быть в наличии повод, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.

3) Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (то есть определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.

4) Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

5) В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

6) Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности:

— конституционный контроль;

— осуществление правосудия;

— прокурорский надзор и защита государственных интересов в суде;

— расследование преступлений;

— выявление и раскрытие преступлений и связанные с этим оперативно-розыскная деятельность, охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

— обеспечение исполнения судебных решений;

— оказание квалифицированной юридической помощи и юридических услуг по защите и обеспечению прав.

Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права.

В учебной и научной литературе нет единства мнений относительно круга или системы правоохранительных органов. Большинство же авторов учебников и учебных пособий к правоохранительным органам относят следующие государственные органы: суд, прокуратуру, органы предварительного расследования: органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы и другие, органы юстиции.

С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность. Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования. Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность – предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства. Специфический вид правоохранительной деятельности – оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц . Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами государственной безопасности и некоторыми другими органами. Органы внутренних дел одновременно выполняют расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, предупреждение правонарушений.

Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они являются правоохранительными. Для того чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент – некоторые правоохранительные органы выполняют не только правоохранительную деятельность, но и другие виды государственной деятельности (правоисполнительную). Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной или имеет специальный закрепленный в законе процессуальный характер.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона и имеющегося у них правового статуса должны осуществлять в определенном объеме правоохранительную деятельность. Для правоохранительных органов объединяющим является то, что они реализуют общегосударственную правоохранительную функцию, которая находится в непосредственной взаимосвязи с правотворческой и правоисполнительной функциями государства. При этом деятельность каждого из них конкретизируется в реальной современной обстановке и имеет направленность на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом от фактически совершаемых правонарушений . Различаются же правоохранительные органы между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, а также компетенцией. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.

2. Характеристика роли отдельных правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка

2.1. Роль органов судебной власти в обеспечении законности

Судебная власть – это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности и справедливости в государстве и прогрессивного развития общества.

Выделение судебной власти в самостоятельную разновидность государственной власти предполагает определение выполняемых судебными органами функций при реализации судебной власти. Анализ развития законодательства позволяет сказать, что в настоящее время функции судебных органов расширяются и конкретизируются. Судебная власть в России реализуется органами судейского сообщества, судами всех видов, структурными подразделениями судов и судьями. Содержание их деятельности с функциональной стороны представлено осуществлением контроля за соответствием всех видов принятых законов Конституции РФ, осуществлением правосудия в различных видах судопроизводств и рассмотрение дел в предусмотренных инстанциях.

Специализированными функциональными элементами деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть особые и дополнительные производства: по установлению юридических фактов; рассмотрение и разрешение жалоб граждан и юридических лиц на решения и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов и учреждений; рассмотрение возникающих вопросов в связи с исполнением уголовного наказания; решение в ходе досудебного производства вопросов, связанных с ограничением прав граждан, при применении некоторых мер пресечения или проведении отдельных следственных действий; при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности отдельных категорий профессиональных субъектов или граждан.

Дополнением к основной функциональной деятельности судей является наделение представителей судебной власти возможностью толковать Конституцию РФ, действующее законодательство и разъяснять вопросы практики применения законодательства, а также входить с законодательной инициативой с разработанными законопроектами по вопросам своего ведения в законодательные органы.

Учитывая самостоятельность судейского сообщества и организационную обособленность его управления, судьи через органы судейского сообщества создают возможность существования и реализации судебной власти в государстве путем самоорганизации и самоуправления.

Деятельность Конституционного Суда РФ организуется в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», где в общем определена его компетенция. Одним из основных ее элементов является функция этого суда – конституционный контроль. Конституционный Суд РФ, опираясь на положения ч. 2 ст. 125 Конституции РФ и п/п а, б, в, г п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и других федеральных нормативно-правовых актов, конституций республик, уставов иных субъектов, входящих в состав РФ, а также иных указанных в законе международных, федеральных и региональных нормативно-правовых актов. В системе реализации судебной власти эта функция уже оформилась в самостоятельную, накопился определенный практический опыт работы Конституционного Суда РФ.

Основной и доминирующей функцией судов, как представителей судебной власти, является осуществление правосудия. Эта функция детализируется и конкретизируется в деятельности судов различных уровней, видов, звеньев. Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик, уставные суды иных субъектов РФ осуществляют конституционное (уставное) судопроизводство от имени и в интересах соответствующих субъектов – России, республики, области, края и т.д.

Действующее законодательство закрепляет несколько видов судопроизводств, в которых осуществляется правосудие. Так, ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ» предусматривают уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Сформировалось и реально существует в государстве арбитражное судопроизводство.

В зависимости от звеньевого устройства того или иного вида судов судебной системы РФ представители судебной власти осуществляют пересмотр или проверку вынесенных решений судами нижестоящих звеньев или по функциональной связи федеральных судов и судов субъектов РФ в определенной судебной инстанции. К числу таких видов судебной деятельности относятся: рассмотрение дела по существу (1-я инстанция), апелляционная, кассационная инстанции, производство в надзорной инстанции, пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, руководствуясь положениями ГПК РФ и АПК РФ, выполняют функцию по установлению юридических фактов; признанию лиц безвестно отсутствующими или умершими; признанию юридических лиц банкротами и т.д.

Суды общей юрисдикции при осуществлении уголовного судопроизводства, основываясь на положениях УПК РФ, выполняют функцию санкционирования проведения следственных действий или принимаемых следователем (прокурором) решений в ходе досудебного производства, связанных с ограничением прав граждан. Также судьи выносят решения о применении отдельных мер процессуального принуждения к подозреваемым или обвиняемым, наложения ареста на имущество, решают вопросы о привлечении к уголовной ответственности отдельных категорий профессиональных субъектов или граждан, рассматривают вопросы исполнения уголовного наказания.

Функцию толкования Конституции РФ и действующего законодательства выполняют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, давая разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, применения положений закона к конкретным обстоятельствам рассматриваемых в соответствующих судах дел.

2.2. Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении законности и правопорядка

Действующее российское законодательство закрепляет основные признаки, характеризующие прокуратуру как единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Прокуратура России имеет ряд специфичных черт, характеризующих ее как специализированный орган и раскрывающих ее значение в обеспечении законности и правопорядка.

Во-первых, она является преимущественно надзорным органом. Статья 1 Закона о прокуратуре называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов. Специфика этого надзора заключается в том, что он охватывает деятельность большей части других органов власти, действующих на территории России, – всех отраслевых федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также иных государственных и негосударственных органов контроля и надзора.

Общим предметом прокурорского надзора для всех надзорных функций (подфункций) является наблюдение за законностью решений должностных лиц органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, объединений, если эти решения затрагивают права и законные интересы граждан, общества и государства; принятие предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановление нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вместе с тем каждая из отраслевых функций (подфункций) надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, что объясняется спецификой деятельности органов прокуратуры в определенной сфере правовых отношений.

Во-вторых, отечественная прокуратура является правоохранительным органом. Это означает, что она есть один из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами. К числу таких методов можно отнести реализацию уголовного преследования лиц, совершивших преступления, подержание государственного обвинения в суде, координацию деятельности иных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Следует иметь в виду, что не вся деятельность прокуратуры охватывается содержанием правоохранительной функции. В частности, участие прокурора в работе представительных органов власти или правотворчестве едва ли возможно отнести к реализации данного направления деятельности. Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение определенной цели, закрепленной в Конституции РФ и Законе о прокуратуре, для достижения которой прокуратура призвана решать ряд сформулированных в законе задач. Пункт 2 ст. 1 Закона о прокуратуре закрепляет задачи прокурорской деятельности:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Верховенство закона означает достижение приоритета закона как акта, обладающего вышей юридической силой, над всеми иными правовыми средствами регулирования общественных отношений . Высшей юридической силой на территории РФ обладает федеральное законодательство. Поэтому деятельность прокуратуры как федерального органа власти должна быть направлена на обеспечение приоритета федерального закона: Конституции РФ, федеральных конституционных и иных федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, включая нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе их законы, с учетом требований ст.ст. 70-72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами.

Защита прав и свобод человека и гражданина является одним из основных устоев правового государства, поэтому постановка этой задачи перед органами прокуратуры означает признание, прежде всего, особой роли прокуратуры в строительстве правового государства, а во-вторых, верховенства прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина проявляется в точном выполнении установленных в законе требований, определяющих правовой статус личности в Российской Федерации, а также правил, регламентирующих порядок, условия и основания его ограничения .

Провозглашение защиты охраняемых интересов общества и государства в качестве одной из основных задач прокуратуры означает приоритетное положение прокурорских органов в обеспечении и защите публичных интересов, по существу, признание за ними роли органов представительства публичной власти при решении правовых споров и осуществлении надзорных полномочий. При этом закон, закрепляя эту задачу прокуратуры наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина, особо подчеркивает равноценность и равноохраняемость публичных интересов и интересов личности, а также определяющую роль прокуратуры в достижении этого паритета.

Важную роль в обеспечении законности играет правокоррекционная деятельность прокуроров, выполняемая посредством надзора за законностью правовых актов и оспаривания ими незаконных нормативных правовых актов и бездействия государственных органов и должностных лиц в области правотворчества.

Обращение прокурора в суд как вид правокоррекционной деятельности прокуроров осуществляется путем их участия в конституционном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. В предусмотренных законом ситуациях прокуроры участвуют в рассмотрении дел, связанных с нормоконтролем, любой судебной инстанцией . Участие прокуроров в судопроизводстве с целью устранения противоречий и пробелов права обеспечивает законность в правотворчестве и успешное действие механизма формирования системы права Российской Федерации.

Особое значение в правокоррекционной деятельности прокуроров имеет обеспечение в правотворчестве конституционной законности. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соответствием Конституции РФ иных нормативных правовых актов является одной из основных задач прокуроров (ст. 21). Прокуроры осуществляют такую деятельность и путем участия в конституционном судопроизводстве. Перед ними и органами конституционной юстиции всех уровней стоят общие задачи выявления и устранения несоответствия Конституции РФ положений иных правовых актов. Взаимодействие прокуроров и органов конституционного судопроизводства умножает их возможности по укрепления единства правового пространства Российской Федерации. Важную часть правокоррекционной деятельности прокуроров составляет их участие в рассмотрении дел конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, правокоррекционная деятельность прокуратуры является необходимой составляющей ее участия в формировании согласованной и целостной правовой системы Российской Федерации. Такая работа включает осуществление прокурорами надзора за законностью правовых актов и их участие в рассмотрении органами конституционной юстиции, судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о нормоконтроле и непринятии правовых актов во исполнение федеральных законов. Признание нормативных правовых актов неконституционными, недействующими, недействительными, а бездействия субъектов правотворчества – незаконным по обращениям в суды прокуроров представляет собой действенное средство обеспечения законности в правотворчестве государственных органов и должностных лиц.

2.3. Основные задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти – федеральным министерством, возглавляющим составляющие его систему органы внутренних дел и иные подразделения. Основными задачами, для решения которых предназначена система МВД РФ, выступающими в качестве общих как для данного министерства, так и для подчиненных ему органов и иных подразделений, являются:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация и осуществление в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества (включая особо важные и режимные объекты, важные государственные объекты) и организаций.

Сообразно поставленным перед ними задачам МВД РФ, подчиненные ему органы внутренних дел, а в определенной мере и иные подразделения, в частности внутренние войска, реализуют разные функции в сфере правоохранительной деятельности, по сравнению с другими государственными органами, ее осуществляющими. На данное министерство и составляющие его систему органы и подразделения возложены обязанности по выполнению работы, относящейся сразу к нескольким видам правоохранительной деятельности. Эта работа относится к выявлению и расследованию преступлений и оперативно-розыскной деятельности, во-первых; к охранной деятельности и предупреждению преступлений и иных правонарушений, во-вторых; в некоторой степени и к обеспечению государственной безопасности, в-третьих; к исполнению судебных решений, в-четвертых.

Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое место занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многие из них. Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, органы внутренних дел создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими прав на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т.д. Органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений.

Обеспечение порядка и безопасности граждан в условиях функционирования железнодорожного, воздушного и водного транспорта имеет свои особенности. Здесь осуществляются надзор за соблюдением правил, действующих на объектах транспорта, пресечение их нарушений, применение мер воздействия к нарушителям. Применяются и специальные меры, направленные на охрану жизни, здоровья, имущества граждан (например, комплекс мероприятий по предупреждению различных происшествий, провоза запрещенных предметов и веществ, случаев захвата и угона самолетов, террористических актов).

Административная деятельность органов внутренних дел проявляется и в других, более конкретных формах (например деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения, входящей в систему МВД). Сотрудники этой службы, контролируя соблюдение Правил дорожного движения и регулируя его, осуществляют регистрацию, учет автомототранспортных средств и надзор за их техническим состоянием, оценивают подготовку водителей, обеспечивают правильное осуществление прав и обязанностей участников дорожного движения, что означает в свою очередь безопасность реализации права собственности на транспортное средство, права на жизнь, здоровую окружающую среду и др.

Оперативно-розыскная деятельность является не менее важным направлением работы органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К задачам оперативно-розыскной деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них – это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. Органы внутренних дел (полиция) при поступлении к ним заявления, сообщения о преступлении возбуждают уголовное дело и затем производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей).

В целях обеспечения законности в собственной деятельности о начатом дознании сообщается прокурору. После проведения неотложных следственных действий полиция передает уголовное дело в следственные органы. При необходимости могут осуществляться оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.

Второе направление связано с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. По таким делам расследование ведется в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела, проводятся все требуемые следственные действия, составляется обвинительное заключение, и тем самым обеспечивается защита прав граждан, нарушенных в результате преступлений. Третьим направлением деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя о производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а также оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.

Важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения. В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.

Заключение

Под законностью чаще всего понимают строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность.

Правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

К правоохранительным органам относят следующие государственные органы: суд, прокуратуру, органы предварительного расследования: органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы и другие, органы юстиции.

Основной и доминирующей функцией судов, играющей фундаментальную роль в обеспечении законности и правопорядка, является осуществление правосудия.

Прокуратура России имеет ряд специфичных черт, характеризующих ее как специализированный орган и раскрывающих ее значение в обеспечении законности и правопорядка. Во-первых, она является преимущественно надзорным органом. Во-вторых, отечественная прокуратура является правоохранительным органом. Важную роль в обеспечении законности играет правокоррекционная деятельность прокуроров, выполняемая посредством надзора за законностью правовых актов и оспаривания ими незаконных нормативных правовых актов и бездействия государственных органов и должностных лиц в области правотворчества.

…………….

Для получения данной работы, правильно оформленной, со всеми сносками на источники, напишите запрос на E-mail: masterrabot@yandex.ru или через представленную в разделе «Контакты» форму. В запросе обязательно укажите номер необходимой Вам работы по каталогу, ее вид и тему.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *